Спасти и сохранить

Лишь немногим дано видеть скрытое, но не исчезнувшее…

По итогам конкурса рассказ вошел в состав сборника
Перед вами сборник рассказов финалистов конкурса городской фантастики «Полис». Всего в конкурсе приняли участие 66 авторов с 82 произведениями. В течение трёх недель они, а также пять членов жюри, сформированного из победителей предыдущих конкурсов выбирали лучшие рассказы. В этот сборник вошли 15 самых самых.Несмотря на ограниченные размеры в пространстве, города являются бездонным источником самых разных слухов, легенд и невероятных историй, фантастических персонажей, героев и злодеев.

ISBN: 978-5-4498-6007-1

Amazon Ridero


Не похож?

Хадсон
(Уфа)

Крепкая заявка на следующий раунд. Видно, что писалось тщательно - как просеивание культурного слоя с концентрацией мелких артефактов ))). "Что ж, поздравляю. Эта находка достойная любого" конкурса.
#1 / 02.01.2020 01:55:43
Ну, по сравнению с предыдущими рассказами, это действительно находка. Хотя длинно и несколько вторично.
#2 / 02.01.2020 09:55:06

Не похож?

elgar
(Амстердам)

Стройный рассказ написанный хорошим языком. Крепкий середнячок, ничего особенного нет. По сюжету есть косяки: например, слишком уж быстро и просто они втёрлись в доверие к местным, когда попали в зимнее время перед нападением монголо-татар. Тема в наличии.
#3 / 02.01.2020 13:15:09

Не похож?

Змеев
(Челябинск)

Как-то так хорошо начиналось, почти идеальный текст. Но вторая часть жутко банальна, а фандоп примитивен. Тема? Да, есть.
#4 / 02.01.2020 13:49:39
Уфа, Осло, Амстердам, Челябинск, спасибо за добрые слова!
Амстердам, ну, когда человек понимает, что завтра с большой долей вероятности умрет ужасной смертью, приоритеты смещаются, разве нет? Для вдовы это повод проявить христианское милосердие, для защитников стены - лишние рабочие руки.
Челябинск, "жуткая банальность" и "примитивность" - не более, чем уничижительные клише, никакой конструктивной информации они не несут.
#5 / 02.01.2020 22:36:25

Не похож?

Змеев
(Челябинск)

Автор, посмотрите значения слова "банальность" в словаре, а жуткая она (храбро сражаются и пр.) в сравнении  с хорошей первой частью. Попасть в иное время, зайдя в пещеру (и не один раз!), это очень примитивный прием для попаданца, разве нет? Вот я о чём. Это критика, а не  "уничижительные клише,". Я с полным уважением к Вашим достижениям в первой части, где всему написанному веришь.
#6 / 02.01.2020 22:52:07
Челябинск, а так ли важно, как именно они попали в другое время? Главное - попали.
#7 / 02.01.2020 23:28:07

Не похож?

Хадсон
(Уфа)

Челябинск, я тут в защиту автора. Ведь попаданчество тут - это просто прием, пусть сто раз везде и всюду примененный. Тут ведь окольная метафора - археолог, оказываясь в прошлом, как будто оживляет прошлое, он (и тут не будет "как будто") не дает этому прошлому сгинуть, раствориться. Побудь на раскопе, поковыряйся в земле, прикоснись хоть к черепку. Это реальное прошлое. Не стереотип, не миф, а нечто реальное, но для нас воспринимаемое с трудом, через туман времен. Прошлое, которое чем дальше от нас, тем труднее собирать в целостную картину. Автору - респект. Уфа - помнит! )))
#8 / 03.01.2020 01:24:54

Не похож?

Лисицына Леся
(Неаполь)

Попаданчество, прастихоспиде. Рассказ начинается (и продолжается) как школьное сочинение со всеми его "прелестями": заштампованными описаниями, безликими объяснениями по ходу знакомства с городом, экспозицией, которая скорее отвращает от прочитанного, чем вызывает интригу. В таком тексте трудно обойтись без самобытных деталей, и они есть; однако сами герои - всего лишь "говорящие головы", которые выдают то сведения, то вообще чуть ли не фонтанируют лекциями.  Персонажи лишены индивидуальности, а попытки автора как-то всё-таки живописать героиню вызывают ржач: "Свою репутацию неуживчивой одинококой женщины оправдывала - была жёсткой, как стальной прут, резкой и прямой". Одну-две ситуации для пояснения ваших тропов, господин автор, иначе всё написанное воспринимается в прямом смысле. Появившийся-исчезнувший провал выглядит деталькой для игрищ авторских фантазий; общение с пращурами недостоверно. 
#9 / 03.01.2020 01:58:16
Уфа, прочитав ваш комментарий, так и хочется воскликнуть - как же здорово, когда тебя понимают правильно))) Не упираются в какие-то внешние частности, а смотрят вглубь, считывают именно тот посыл, который заложен в текст. Да, если человек так напряженно, с такой самоотдачей пытается постичь тайны прошлого - эти тайны ему открываются. Ну, или приоткрываются... Какой ценой - это уже другой вопрос. Но мне думается, настоящий историк многое бы отдал за такое вот путешествие во времени. Благодарю вас за поддержку! Удачи на конкурсе!
#10 / 03.01.2020 21:34:39
Неаполь, вижу, что текст не оставил вас равнодушным, что уже хорошо. Иначе с чего бы такой фонтан?
Теперь по пунктам:
"Попаданчество, прастихоспиде." А что, тема утратила актуальность? Следуя вашей логике, затрагивать темы любви, дружбы, предательства тоже совершенно недопустимо. Ведь обо все этом уже написаны сотни текстов... и? Или мы уже изобрели машину времени, и все это так скуууучно?
"Школьное сочинение". Ах, как многим нравится припечатать оппонента страшшшными словами "штамп", "банальность", "вторичность". Сразу чувствуешь себя таким значительным))) Ну, я не стану вас убеждать в оригинальности своего текста. Но не премину прочесть ваш шедевр, когда маски спадут)))
"Говорящие головы". Похоже, вы невнимательно читали. В тексте много деталей, характеризующих персонажей. Что касается "фонтанирования лекциями" - героиня и есть лектор. И она именно в той ситуации, когда лекции от нее ждут.
"Общение с пращурами недостоверно". А вы там были?)))
#11 / 03.01.2020 21:38:19 / обновлён: 03.01.2020 22:03:35

Не похож?

Dunkle Fee
(Штутгарт)

Суровые, однако, критики в этой группе. Если уж к такой мастерской работе смогли придраться. Так и хочется их послать в мою подсудную группу, не буду говорить в какую. После нее рыдать хочется от восторга над этим рассказом. Я не нахожу, к чему тут можно придраться. Особенно понравилась эта красивая закольцованность прошлого и будущего: найденный крест, женщина с коромыслом. Безукоризненный стиль, знание терминов и реалий, достоверность описания, в общем, вся проделанная работа вызывает огромное уважение. Язык с тех пор, я думаю, сильнее изменился, но и тут найден нужный баланс. Жаль, не голосую в вашей группе. Для меня нашелся первый пока кандидат в победители. И вот еще что. Таким конкурентам и проиграть не обидно))
#12 / 04.01.2020 00:22:52 / обновлён: 04.01.2020 00:41:35
Штутгарт, спасибо вам за отзыв! И он тем дороже для меня, что вы пришли из другой группы. Очень ценю, что отметили детали - крест, коромысло. Да, язык, конечно изменился сильнее - взять хотя бы "Слово о полку Игореве". И скорее всего, мы почти ничего бы не поняли из речи человека XII века... тут художественное допущение, я вполне отдаю себе в этом отчет) Но иначе было бы непонятно))) А  с другой стороны, историки изучают старорусский, умеют читать летописи - не исключено, что они бы сумели объясниться. Ой, а меня первые рассказы подсудной группы тоже в ступор ввели... но потом все уравновесилось, теперь уже баллов не хватает)))
Благодарю за столь высокую оценку, с такими отзывами, как ваш, мои усилия уже вознаграждены! Удачи вам на конкурсе!
#13 / 04.01.2020 01:01:20 / обновлён: 04.01.2020 01:32:54

Не похож?

Dunkle Fee
(Штутгарт)

Эх автор, а у меня ничего не уравновесилось. Нашла еще два прекрасных рассказа в этой группе. А в моей мне только один понравился. А тут уже целых три, может и еще есть. Зато теперь мне ясна суровость отзывов под моим рассказом  - на фоне этих трех он выглядит весьма слабым. Теперь мне еще больше не обидно)) Да, про язык я именно это и имела ввиду - что вы нашли нужный баланс.
#14 / 04.01.2020 01:57:32

Не похож?

Михаил Белов
(Филадельфия)

А вот мне вторая часть больше понравилась. Над рассказом пришлось попотеть, это сразу видно. Мне понравилось, что вы связали историю с вашим воображением(причём, сделали это очень грамотно). Тоже терзают сомнения по поводу смелости "Коромысловой". Но, не думаю, что это ваша ошибка(скорее, недальновидность таких читателей, как я). Теперь, об одном моменте, который не даёт мне покоя. "...не особенно поддерживали этот выбор..." Не лучше было ли здесь заменить "не особенно" на "не особо"? На этом всё. Я считаю, что такая работа достойна финала. К сожалению, у меня уже есть фавориты в этой группе. Мне они понравились больше за счёт эмоциональной нагрузки и резкого поворотам сюжета.
#15 / 04.01.2020 19:47:45

Не похож?

Ланет
(Ульяновск)

Я из другой подсудной группы)) Заинтриговали комментарии, зашла прочитать. Прекрасно! Не знаю, не увидела ни штампов ни банальности. Некоторые рассказы из своей группы с трудом осиливала. А тут в чужую залезла и прочитала. Это о чем-то говорит? Вижу вас в финале) Очень интересно, когда маски спадут, узнать автора)) Удачи)
#16 / 04.01.2020 20:18:59

Не похож?

Весёлая
(Афины)

Рассказ понравился очень)

Язык такой хороший, образный.

Матчасть, автор, видимо, изучил основательно. Читалось и верилось легко) А где не верилось – там хотелось поверить, потому что было интересно и правдоподобно. Но.

На фоне убедительно прописанной исторической части поведение археологов, попавших в прошлое, почему-то вызывало сомнения, словно автор сам сомневался, так ли они б себя там повели.

Быстро стало понятно, кто будет этой самой "бабой с коромыслом". И оттого не случилось какой-то внезапности в конце. Хотелось бы, чтоб ах! И распереживаться за Веру! Но уже всё понятно было заранее. А спойлеры, они, знаете ли, портят впечатление.

Хотя сама Вера понравилась даже) Она от начала и до конца соответствовала роли взрослой тётки, даже учительницы. А женщины, они и впрямь очень способны не терять головы, когда рядом есть тот, о ком надо позаботиться.

И это так по-женски – спасти мальчишку, заслонив собой, даже если накануне с ним был секс.

Вот концовка, пожалуй, тоже немного подпортила впечатление. Слишком уж такой заезженный вариант, если честно.

Что касается темы конкурса – раскрыта, сомнений по этому поводу нет)





Автору за рассказ спасибо!) Серьезно, прочитала с большим удовольствием

#17 / 04.01.2020 22:33:55
Филадельфия, Ульяновск, Афины (ах, какая география))), сердечно благодарю за отзывы и радуюсь, что рассказ вам понравился!
Филадельфия, по замечанию - думаю, вы абсолютно правы, спасибо. Да, другие рассказы в первой группе действительно сильные, согласна с вами!
Ульяновск, спасибо! Что из другой группы - дорогого стоит. И вам искренне желаю удачи!
Афины, ну да, внезапности особой нет, да еще для внимательного читателя, такого как вы. Здорово вы подметили все эти моменты в поведении Веры - и женское, и материнское. Спасибо за развернутый, глубокий и доброжелательный отзыв, удачи на конкурсе!
#18 / 04.01.2020 22:55:05 / обновлён: 05.01.2020 14:25:27

Не похож?

JusTsaY
(Казань)

Слов нет, одни эмоции: ши-ка-рно! Стиль, матчасть (ничерта, конечно, в том не смыслю), напряжение... Аплодирую стоя
#19 / 04.01.2020 23:54:12
Казань, спасибо огромное! И за то, что поделились эмоциями! Казань - прекрасный город, дивный, настоящая столица Поволжья) Удачи вам на конкурсе!
#20 / 05.01.2020 00:18:16

Не похож?

Арсабал
(Щецин)

Великолепный рассказ, серьезная заявка на победу, хоть я и не голосую в этой группе, но от всей души желаю пробиться в финал. Глубокое знание предмета - все специальные термины погружают в историю, создают атмосферу, языковая стилизация ок на мой вкус. Красивая, четко структурированная история, которая правильно начинается и грамотно закругляется, с героями, вызывающими эмоциональный отклик. И самое главное - в рассказе есть месседж, идея, это не просто литературное упражнение. Слог превосходный, название прекрасное (для меня тоже важно), словом, что хорошо, то хорошо.
#21 / 05.01.2020 16:50:52
Щецин, ах, как жаль, что не голосуете! Спасибо за столь высокую оценку моих скромных трудов! А идею подарил мой друг, я ему непременно передам ваши слова) Удачи вам на конкурсе!
#22 / 05.01.2020 22:48:04

Не похож?

Краб
(Чикаго)

Замечательно ! Прочитал с удовольствием. Действительно внимательное отношение к теме и пусть немного банальный, но действительно хорошо раскачанный сюжет. Я думаю этот рассказ один из лидеров группы. Чувствуется мастеровитость автора ! Желаю Вам удачи на конкурсе! Это очень серьезная и достойная работа. 
#23 / 06.01.2020 10:40:01

Не похож?

Джентльмен Х
(Ульяновск)

Присоединяюсь к остальным, похвалы более чем заслуженные, браво автору:-)))с уважением:-))
#24 / 06.01.2020 18:13:20
Чикаго, Ульяновск, благодарю вас! Радуюсь, что чтение доставило вам удовольствие, ведь для этого, собственно, все и затевалось))) И вам удачи - взаимно!
#25 / 06.01.2020 21:43:55

Не похож?

Лисицына Леся
(Неаполь)

Автор рассказа "Спасти и сохранить", ваше возмущение понимаю: создан шедевр, и тут нашёлся не только не любитель жанра, но и не ценитель авторских трудов.  Вот как не сказать об отзыве : фонтан! Говорите на здоровье, дорогой автор, о вашем труде, а теперь и о вас я говорю ещё хуже. У меня нет цели повлиять на конкурсную борьбу, люди сами видят, что для них хорошо, а что плохо: для меня говорящие головы, а для кого-то - психологизм детали (которого я не видела - повторюсь). Я просто сказала мнение о прочитанном,  а далее меня ваше творение не интересует. Победит оно - пожму плечами: мало ли таких победителей встречается в сети. Проиграет вполне заслуженно, ибо школьное сочинение ещё не литература.
Меня не тревожит, как вы поняли мою логику, и не задевает выстроенная на этом понимании ваша аргументация. Ну чего стоит пассаж: общение с пращурами недостоверно, - а вы там были?! - старается пригвоздить оппонента автор. А почему бы и не быть мне там, если некоторые не только побывали, но и написали об этом? Не валяйте дурака, побольше читайте исторических документов, пытаясь не только слова запомнить, но и представить менталитет человека той эпохи. Всё, более о вашем рассказе говорить не стоит.
#26 / 07.01.2020 11:08:59

Не похож?

MAREKA
(Антверпен)

Рассказ выше среднего по уровню, есть свои шероховатости, пласты текста в самом начале, да и завязка затянута, может спугнуть не терпеливого читателя. Я как раз из любителей истории и с удовольствием прочитала данный рассказ, с середины уже появляется интерес и чтение затягивает, и мне совершенно не важно через какие лабиринты Вера и Богдан попали в прошлое.Вот только смутило, что в своей одежде они не вызвали особого страха или ажиотажа, удивления, что ли. Раньше схватить надо было бы. Вера вроде бы хрупкой женщиной показалась, а тут коромыслом , настоящая богатырша.Больше у меня вопросов нет.Хороший рассказ,удачи автору.
#27 / 07.01.2020 13:03:24
Антверпен, спасибо вам за отзыв! Насчет одежды - ну, сначала они говорили с подростком, а как появились взрослые дядьки, сразу заподозрили неладное, пришлось убираться подобру-поздорову. А в осажденном татарами городе - у всех были задачи поважнее, к тому же, вдова их приодела, чтобы не замерзли совсем. Вера занималась вин-чун, это формирует очень хорошие боевые навыки без сильных внешних изменений типа гор мышц (знаю не понаслышке))) А можно поподробнее про шероховатости в начале текста? (Без иронии, действительно интересно, что именно царапнуло). И вам удачи на конкурсе!
#28 / 07.01.2020 22:17:07

Не похож?

MAREKA
(Антверпен)

Автор, спасибо, все вроде бы неплохо, но в первом же предложении у вас три прилагательных, я понимаю, что они для образного описания, но перебор красивостями или описательными элементами, метафорами может утяжелять текст. Многовато в начале пояснений, они нужны, чтобы видеть город, узнать о Богдане, прорваться сквозь эту часть и вот, завязка близка. Разбавляйте диалогами, тогда не будет такого плато только описательного текста. Я из лучших побуждений ибо в вашей воле прислушиваться к советам или нет. Творческих успехов!
#29 / 08.01.2020 00:31:24
Спасибо, автор!
Пока лучшее из того, что прочитал. Написано мастерски, читал, словно Булычёва или Ефремова перечитывал. Пять баллов точно сюда подкину, ибо круто.
#30 / 08.01.2020 08:45:00

Не похож?

Nnexejen
(Дубай)

Рассказ понравился - качественный текст, внимание к деталям, грамотно написано. Основная сюжетная идея - про женщину с коромыслом - тоже "зашла". Из мелких замечаний - показалась плохо продуманной идея перемещения во времени. Сначала тоннель, потом еще раз тоннель, подвергшийся каким-то метаморфозам (почему? зачем? далее это никак не работает, а тоннель исчезает, опять же - почему?), в конце Богдана вообще непонятно как выкидывает в современность прямо из дома. Конечно, это в сюжете не главное, но впечатление немного портит, хотелось бы какую-то одну, но более или менее логичную концепцию. Голосовать не могу, к сожалению - свой рассказ в итоге отправила на другой конкурс, а второй написать поленилась, так что просто читаю, с кем могла бы соревноваться.
#31 / 08.01.2020 10:21:28
Антверпен, благодарю вас, теперь понятно. Да, этот баланс важен, вне всякого сомнения. И вам успехов в творчестве!
#32 / 08.01.2020 21:27:21
Эйлат, спасибо огромное - и за лестное для меня сравнение (очень уважаю этих авторов), и конечно же - за баллы! Удачи вам на конкурсе!
#33 / 08.01.2020 21:34:24
Дубай, спасибо вам за отзыв! Поясню свою идею с перемещениями во времени. На самом-то деле я тоже люблю четкость и стройность, логику и порядок) Но в данном случае хотелось подчеркнуть, что герои не понимают, как работает механизм перемещения, каковы его законы. Они не могут осознанно управлять процессом, действуют наобум. В перемещениях, возможно, есть какая-то своя логика, но пока она непознаваема... поэтому для героев условный "тоннель времени" всякий раз выглядит и ведет себя по-разному, это и есть концепция. Жаль, что не голосуете) Удачи на другом конкурсе!
#34 / 08.01.2020 21:59:46 / обновлён: 08.01.2020 22:00:59

Не похож?

Род Велич
(Минск)

С одной стороны, очень добротно написанный рассказ. С другой - его тема, и подача... Ну, наверное, для людей, влюбленных в историю и археологию, это будет близко, а для неспециалистов - слишком отвлеченно и лекционно. Неспешность сюжета и драматургия лично мне напомнили позднесоветские производственные романы (типа "Любовь яровая" и т.п.), только тут еще и с попаданцами.
#35 / 10.01.2020 00:06:53 / обновлён: 10.01.2020 00:08:08

Не похож?

Арсабал
(Щецин)

Минск, с Любовью Яровой вы пальцем в небо)))) Это вовсе не позднесоветская вещь, а 1926 год, и не производственный роман, а пьеса о гражданской войне, емнип.  Некоторая академичность стиля у автора присутствует, что, впрочем, не есть недостаток на фоне многих других, или мутно-претенциозных или зачастую просто малограмотных текстов)))
#36 / 10.01.2020 00:50:10 / обновлён: 10.01.2020 01:12:50
Минск, спасибо вам за отзыв! Ну не знаю, где вы усмотрели производственный роман))) Задумывалось как рассказ о единомышленниках, завороженных нераскрытой тайной, погруженных в нее до такой степени, что им удается к ней прикоснуться. И о вечном, нескончаемом поиске истины, когда не просто принимаешь на веру то, что считается непреложным и доказанным, а пытаешься идти дальше. История - она такая...
#37 / 10.01.2020 12:18:33
Щецин, спасибо за понимание и за высокую оценку качества текста! Пьеса о гражданской войне - очень интересное прочтение, мне не приходило в голову))) А между тем, очень люблю "Сорок первый" Б. Лавренева, и параллели действительно есть.
#38 / 10.01.2020 12:23:01

Не похож?

Андрей Ваон
(Севастополь)

Археологическая часть написана со знанием дела, чувствуется это. Но вот лирические ответвления шаблонны и пошловаты ("сексуальный опыт", например), диалоги туда же. 
И потом всё кончается этим пролазом во времени. И сразу скучно. Почему она там осталась, а он нет? Почему они влезли, вылезли, то там, то тут, а обратно, он вывалился через порог? 
Очень долго в рассказе нет никакой зацепки, всё предыстория, предыстория, а потом БАЦ! Татаре и Вере конец... ну как-то маловато для хорошего рассказа.
#39 / 10.01.2020 14:07:13

Не похож?

Род Велич
(Минск)

Ну не знаю, где вы усмотрели производственный роман))) Задумывалось как рассказ о единомышленниках, завороженных нераскрытой тайной, погруженных в нее до такой степени, что им удается к ней прикоснуться.

Ну вообще-то история о единомышленниках, увлеченных одним и тем же делом и погруженных в общую работу, - это и есть "производственный роман"))

#40 / 10.01.2020 14:14:58
Минск, да, с этим не поспоришь))) Но такое всегда было и всегда будет - общая работа, она сближает)))
#41 / 10.01.2020 20:59:13

Не похож?

HEADfield
(Хельсинки)

А мне понравилось. Начало показалось почему-то перегруженным, но быстро втянулся. Отличный язык, стиль замечательный. История крепкая, с хорошим допущением и интересным финалом. Спасибо!
#42 / 10.01.2020 22:07:14
Хельсинки, спасибо, приятно, что работа понравилась! Удачи на конкурсе!
#43 / 10.01.2020 22:32:15
Севастополь, благодарю за мнение! Об алогичности перемещений во времени написано в комментариях выше (если действительно интересно), не стану повторяться. Ну, а само по себе перемещение - да, не ново для беллетристики, но историк многое бы отдал за такую возможность)
#44 / 10.01.2020 22:43:41
Историк может быть и многое бы отдал за такую возможность. Но горько бы потом пожалел. Ибо история оказалась бы совсем не такой, как он думал. И, что горше всего, вместе с искренними убеждениями, обратились бы в тлен и все диссертации. Его, его учителей и ихних учеников...
Вот такая ложка дёгтя, в вашу бочку с мёдом.
#45 / 11.01.2020 20:15:00 / обновлён: 11.01.2020 20:15:31
Осло, это смотря какой историк) Да, не каждый бы такое выдержал, тут вы правы. И Вера об этом же говорила)
#46 / 11.01.2020 21:05:35

Не похож?

Ланет
(Ульяновск)

Привет) Я же говорила, что пройдете в финал)) А я хоть и вылетела, но за понравившееся рассказы с радостью проголосую! 
#47 / 12.01.2020 14:43:58
Привет, Ульяновск!) Спасибо, что не забываете и тем более - голосуете! А вы обязательно выйдете в финал в следующий раз!)
#48 / 12.01.2020 17:54:26

Не похож?

Bazilevsm
(Вена)

Замечательный рассказ! Потрясающий финал! Больше и сказать-то нечего)
#49 / 12.01.2020 20:51:56
Вена, благодарю сердечно!) Удачи вам на конкурсе!
#50 / 12.01.2020 22:44:51

Не похож?

Kai
(Нью-Йорк)

Попаданчество как есть. Герой-студент сначала ковыряется на археологических раскопках в Городце, а потом ВНЕЗАПНО попадает вместе со своей преподавательницей, в которую тайно влюблен, в 1172 год из которого через пять минут перемещаются уже в  1408 год аккурат к осаде города Едигеем. Во время осады преподавательница гибнет, а герой возвращается назад домой.  Сюжет кажется простым и не замысловатым, при этом кульминации предшествует долгая и неспешная завязка, которая занимает собой половину рассказа. И после такого длинного и тщательно проработанного вступления финал оставляет лишь недоумение - как и все? И какой в этом смысл? Слетал в прошлое, чтобы узнать настоящую дату основания Городца?
Сам способ перемещения тоже довольно странный - тоннель в земле, который то открывается, то закрывается и ведет в случайные эпохи. Существование этого тоннеля никак не объясняется и не подчиняется никаким правилам, что немного обескураживает. Такое ощущение, что автор потратил кучу времени на скрупулезное и достоверное описание археологических раскопок и истории города и когда до дедлайна оставалось два дня вдруг вспомнил, что нужно еще и фантдоп какой-то вкрячить. В конце концов, в жанре уже придумали тысячу оригинальных и логически обоснованных (насколько это возможно) способов попасть в прошлое. 
Кстати о жанре. Буквально на второй странице выяснилось, что герой - реконструктор и тут все сразу стало понятно. Уважаемый автор, попаданец-реконструктор это такой избитый штамп, что использовать его просто неприлично.
В остальном же рассказ довольно хорош. Интересно и увлекательно расписаны археологические раскопки, живо преподносится средневековая история нижегородских земель. Читать эти стены текста было вовсе не скучно. Герои получились живыми и объемными с настоящими характерами. 
Стиль у автора живой и легкий, читается с интересом. Ошибок не замечено.
Мой совет автору - выкидывайте все, что было после посещения Городца в 1172 году, придумайте нормальный фантдоп (даже тоннель в разные эпохиможно оставить, посмотрите, например, сериал Dark), сюжет позабористей (пришел, увидел и ушел - слишком примитивно) и пишите роман. После написания - сразу в издательство, я уверен у вас выйдет очень крутая книга. 
В целом - понравилось.
#51 / 13.01.2020 23:01:00
Нью-Йорк, благодарю за развернутый, интересный и дельный отзыв! Есть над чем подумать)
#52 / 14.01.2020 00:36:48

Не похож?

Виктория Радионова
— жюри конкурса
(Чикаго)
Все оценки и отзывы

Тщательно, скурпулезно, дотошно,  со знанием дела и любовью к нему, с погружением и полным владением материалом написан данный текст. Не могу избавиться от ассоциации с кропотливым просеиванием культурного слоя, дабы отделить "зерна от плевел". В общем видны и мастерство, и работа. Автор идет своим путем, без оглядки на "среднего" читателя, который запросто может забросить это дело, заскучав на подробностях археологической деятельности . Но герой фанат, и заражает фанатизмом, а автор правильно делает, что не оглядывается, потому что "свой"  читатель у него собрался даже в рамках конкурса. А уж если рассказ пойдет куда дальше, по какому-нибудь тематизму, его явно ждет успех. Честно признаюсь, мне часть реальная понравилась больше исторической. Но дело вкуса, потому как ничего объективного сказать не могу. Из субъективного не хватило "чуда". 
#53 / 14.01.2020 22:09:51
Чикаго, спасибо вам за доброжелательный отзыв! Да, увлеченность - штука заразительная)
#54 / 14.01.2020 22:35:34

Не похож?

Александр Лебедев
— жюри конкурса
(Прага)
Все оценки и отзывы

Хотелось, конечно, пройтись по "попаданчеству", но ощущение, что автор не со злым умыслом это сделал, поэтому не буду. Но вообще, археологи черт его знает как попадают в прошлое и как давай с супостатом очередным бороться - я такое кино видел российское, аж две части, и импортных несколько. И кино было веселей и увлекательней.

Для меня эталоном попаданчества был, есть и будет "Янки при дворе короля Артура" за авторством Марка Твена, и то концовку он слил.

Но, абстрагируемся от клишированной истории и представим, что перед нами неповторимый оригинал.

Погружение в тему археологии - это хорошо, и перебора вроде нет. А то бывает, знаете ли, как какие-нибудь реконструкторы ваяют про ландскнехтов, или фанаты хокку про самураев, и там сплошь цвайнхандеры у доппельзольднеров, да цэйфуку оибарой погоняют. Здесь, к счастью, родные терема да клети.

Но вот в прошлом - просто адъ. Начнем с языка. Как-то я пытался прочесть, что там в берестяных грамотах - и не смог. Заглянул в Повесть временных лет - и тоже не смог. Почитал, что в летописях еще норм было, а просторечный язык - он ближе к бересте, как раз, и там просто мрак. Поэтому после детального описания археологических процессов и исторического экскурса легкость, с которой объясняются люди, разделенные тысячелетием, воспринимается как профанация.

Само собой, чужаки в осажденной крепости - это прям лакомый кусок для князя: ууу, лазутчики, смотри как по-нашему плохо балакают. А смотри, как визжат, когда их четвертуют! И авторитет у князя выше, и боевой дух у защитников поднять. А герои стопроцентно даже во время Великой отечественной воспринимались бы, как чужаки, что уж говорить о временах Едигея.

Будь все написано наивным юношеским языком, я б похвалил автора. Но, раз уж началось всё добротно, а вылилось в банальные "Мы из будущего: теперь еще и татары" - пожурю. С таким умением писать и любви к истории можно было бы сюжет похлеще закрутить. И героев интересней придумать.
 

#55 / 15.01.2020 11:36:21
Прага, благодарю за развернутый отзыв! Да, тонкие места, на которые вы указали, очевидны. Все истории о путешествиях во времени чем-то похожи, как и все истории "про войну" или "про любовь". Развивать тему адаптации героев в древнем городе не позволил объем текста. А имитация аутентичной речи XII-XV  вв. перегрузила бы рассказ и сделала его нечитабельным, так что это сознательное допущение - впрочем, как в любом историческом фильме. Компромисс в угоду увлекательности за счет исторической достоверности)
#56 / 16.01.2020 00:02:06

Не похож?

Юлия Горина
— жюри конкурса
(Эйндховен)
Все оценки и отзывы

Хороший рассказ.
Правда, сам момент "попадания в прошлое" как-то слабовато отыгран, на мой вкус. Это в романе, где, по большому счету, к самому сюжету момент "выпадения" в иной мир может вообще не иметь никакого отношения, можно обозначить его хоть пунктиром и вообще без объяснений. Здесь, в рассказе, мне хотелось больше причинно-следственных связей и оригинальности.
Что понравилось: - историко-археологическая часть
                                      - легенда
                                      - описание момента, где герои общаются перед "попаданием" - романтично получилось
                                      - финал. Последние реплики - просто как музыкальный аккорд!

Что не понравилось: - все-таки название университета стоило прописать
                                            - схематичность персонажей-людей. Сам город получился гораздо интересней и живей, чем главные герои. Да и среди эпизодических персонажей тоже нет таких, чтобы привлекли внимание и как-то в душу запали.
Автору - удачи!
#57 / 16.01.2020 08:44:37
Эйндховен, спасибо вам за отзыв и добрые пожелания! Особенно мне дорого то, что вы отметили финал)))
#58 / 16.01.2020 19:15:54
html
Наверх