Дым костров Варанаси

По итогам конкурса рассказ вошел в состав сборника
Перед вами сборник рассказов финалистов конкурса религиозной фантастики «Испод». Всего в конкурсе приняли участие 87 авторов со 111 произведениями. В течение трёх недель они, а также пять членов жюри, сформированного из победителей предыдущих конкурсов выбирали лучшие рассказы. В этот сборник вошли 16 самых самых.Религия — это очень тонкий лёд. Сможете вы пройти по нему вместе с авторами увлекательных историй этой книги, или убоитесь гнева невиданных инопланетных богов? Решайтесь!

ISBN: 978-5-4498-1799-0

Amazon Ridero

По итогам конкурса рассказ вошел в состав сборника

"Лучшее 2016-2019"

Этот особенный сборник комплектуется только лучшими рассказами, занявшими самые высокие места на конкурсах. Описание и состав вы найдёте здесь.

Не похож?

Ковалёв
(Лакшми)

Во-первых, достаточно типичное обращение в восточному мистицизму, как фону, в который закладывается архтипичный христианский мотив. Так делал Хаггард наделяя древнеегипетских и греческих богов христианским наполнением, как предтечу истинной веры, местами такое попадалось у Киплинга, опять таки как символ предтечи истинной по его мнению религии. И у них это имело хоть и пропагандистский(или проповеднический), но идейно обоснованный вид. То есть вводилось намеренно с какой-то целью. Здесь единственная цель этого приема, которую я смог рассмотреть, это попытка "озападнить" восточный менталитет. Реальная индуисткая религия на самом деле довольно более жесткая, и местами может вызвать отвращение у западного читателя. Тут же при крайне интересном сеттинге вырезана главная изюминка - мистическая восточная притягательность. Она заменена классической притчей с персонажами с культурно западным менталитетом и мотивацией. Я могу быть не прав, тогда поправьте меня. Но как сказали бы в Японии, рассказ слишком сильно "пахнет молоком"(имеет европейский привкус).Во-вторых как чисто европейская христианская притча рассказ хорош. Потому выбранный культурный фон добавляя экзотичной эстетики не работает на сюжет. По чисто функциональным критериям какой-нибудь ветхозаветный или западно-европейский сеттинг вписался бы лучше. Антуражнее оттенил бы основную идею.
В-третьих, некоторая "девчачесть" или "подростковость" поведения персонажей делают сюжет и повествование похожими на популярные аниме в духе "Ушио и Тора", "Путешествие на запад", "Рамаяна" ну и чего-то в таком роде, где эксплуатируются даосиские и индуиские мифологические мотивы. Опять таки, некоторое "озападнивание" и "инфантилизация" персонажей усиливает сходство. 
Является ли это недостатком или достоинством - другой вопрос. Тут напрямую зависит от вкуса читателя. Фанаты Лавкрафта и По с трудом переваривают ванильные новеллы Мопасана, Экзюпери и на оборот. 
По стилистике же языка и подачи композиции, все гораздо лучше. Если начнешь читать и не остановишься на первых абзацах, довольно быстро втягиваешься до конца.  
#1 / 01.07.2019 21:54:08

Не похож?

Чарли
(Афина)

Я не знаток восточных религий, поэтому не могу анализировать текст так аргументировано,  как предыдущий читатель. Мне просто понравились и слог и содержание, и я отсыплю баллов этому рассказу. Спасибо, автор, и удачи!
#2 / 01.07.2019 22:08:09

Не похож?

fostia
(Ал-Латиф Проницательный)

Типичный религиозный сюжет, но написано очень неплохо. Индийский колорит пошел рассказу только на пользу. Понравился.
#3 / 01.07.2019 22:21:20

Не похож?

Дон Кихот
(Ан-Нафи Благотворитель)

"Смерть в Варанаси — это освобождение, говорили они. Но и сами чувствовали, что освобождения больше нет, осталась лишь смерть" - за одну эту фразу пишущий отзыв простил бы половину грехов тексту. Но грехов, за исключением описанного в первом комментарии, не нашлось. А потому - браво!Даже интересна стала сама личность автора
#4 / 02.07.2019 06:36:52

Не похож?

Антон Воробьёв
(Баатын Сокровенный)

Атмосферно, язык неплох.
#5 / 02.07.2019 08:56:04
Спасибо всем за комментарии и замечания (есть повод подумать). Сложно в этом интерфейсе лично отвечать. Радует, что многим понравилось.
#6 / 02.07.2019 16:28:41

Не похож?

Clair R.
(Муджиб Отзывчивый)

Действительно немного анимешно, по ходу чтения даже в какой-то момент визуализировалось так (внезапно няшная Кали, опять же)) Ну и вообще в  рамках группы рассказ привлекает внимание.
#7 / 03.07.2019 00:38:55

Не похож?

Юля Фаро
(Арес)

Рассказ читается легко. Автор потрудился над текстом, и без баллов это произведение не останется. Но... ))) те читатели, которые хорошо знакомы с историей и традициями Варанаси, найдут много неточностей))) . С другой стороны, конкурс у нас не исторический , а фантастический... Буду считать что это Варанаси параллельного  мира, в котором у данного города совсем другая философия.  Автору удачи!
#8 / 03.07.2019 22:46:05
Муджиб, Арес, спасибо, что прочитали! Изначально именно город послужил толчком к написанию рассказа. Ощущения от него, мое личное восприятие.
Отсылки к фольклору и истории тут тоже есть и не мало, но они действительно, очень вольно интерпретированы, чтобы подчеркнуть историю. А она, да, полностью фантастическая.

Спасибо за отзывы!
#9 / 04.07.2019 13:34:18 / обновлён: 04.07.2019 19:35:58

Не похож?

Aororn
(Испытующий)

Шикарный, легкий рассказ. Для меня лидер.
#10 / 04.07.2019 21:48:22
Испытующий, спасибо!
#11 / 05.07.2019 06:08:38

Не похож?

Андрей Ваон
(Карим Щедрый)

Хороший рассказ. Жаль, что короткий. Чувствуется, что со знанием дела
написан. Читать легко. Задумываешься. Шероховатости есть в диалогах (чуть
тональность разок-другой сбилась), но это мелочи.

#12 / 05.07.2019 08:20:20

Не похож?

Антип Архипов
(Ал-Латиф Проницательный)

Вот прямо обидно за рассказ - отлично написанный, с хорошо переданной атмосферой, интересным ГГ и такой невзрачной концовкой.Соглашусь с первым комментатором - зря вы наделили главного ракшаса христианскими чертами. Почему он, такой могущественный и злобный, вдруг взял и сложил лапки перед Шивой и Кали? А где борьба двух начал - темного и светлого? Ведь под предводительством Бехвана сейчас огромное воинство демонов, оживших трупов, неприкаянных душ, которое можно было пустить в бой с незванными богами. Тогда были бы страсть и накал. А так получилось слишком гладко. Пришли боги, развеяли тьму, наступил свет.Эх, жалко...
#13 / 05.07.2019 11:05:03

Не похож?

MAREKA
(Кавий Всесильный)

Зумудреный сюжет ,полный представителей восточных божеств Шива,Кали показался слегка перегружен,понравилась уловка с головой,но финал обезличил весь рассказ,имхо,удачи!
#14 / 05.07.2019 15:20:00
Карим, Ал-Латиф, Кавий, спасибо за отзывы.
Ал-Латиф:Не мог он сражаться. Тут как раз влияние Рамаяны (хотя в христианских легендах наверняка такое тоже есть).
Во время битвы богов и демонов, на поле боя явился Рама. Увидев его, некоторые из демонов настолько впечатлились, что пережили катарсис, не смогли больше сражаться и освободились из колеса перерождений прямо там (Рама, правда, их все же убил). См. напимер о Кумбхакарне.
Но тут дело даже не в явлении Шивы, хотя его аскезы уже было достаточно, чтоб нейтрализовать всех демонов.
Дело в Кали. Бехвана изменился еще тогда, когда встретил ее. После этого его путь был предопределен. Тем более, что с ним все время был Рами, как монах мог не повлиять... Но на то он и демон, чтоб по дороге помучиться.
Но это мои мысли во время написания, а там уж кто как воспринимает (потому обычно не люблю объяснения писать).
#15 / 05.07.2019 15:35:47

Не похож?

Apologet
(Аз-Заахыр Явный)

Первый комментатор здраво все рассудил. Учитывая моральную убогость индуизма, без христианской идеи рассказ бы просто не получился. А так, милая синкретическая  притча, которой можно рекламировать какой-нибудь туризм или праздник холи. Но это я к идее придираюсь, как злобный инквизитор.Если же оставить в стороне мораль и идейность, рассказ написан хорошо. Несмотря на обилие ракшасов и иже с ним, читается легко и интересно. Но концовка испортила общее впечатление. Потому что даже в типичном западном сеттинге воскрешение и прочие новозаветные приколы - это прям банально до оскомины. А тут вообще вызывает недоумение. Интрига, которая реально зазвенела натянутой струной лично для меня при виде необычной похоронной процессией, поблекла, осунулась и рассыпалась в труху. Шива... Ну он вовлечен теперь в колесо перерождений. Ничего себе. Тут надо восхититься, проникнуться как-то? Что дает нам это знание? Ничего. Тут надо было чутка объяснить, наверное, звездочку поставить хотя бы. Так что финал плох именно тем, чем он, по идее, должен был быть хорош для сборника ванильных индуистских притч. Но не для конкурса фантастики такого уровня, как "Квазар".
#16 / 07.07.2019 01:21:08
Ну фигня, так фигня.
#17 / 07.07.2019 01:38:35

Не похож?

Андрей Ваон
(Карим Щедрый)

А мне кажется, это лучшее в группе. Именно для Квазара, и именно для Испода. 
#18 / 07.07.2019 10:58:58

Не похож?

Clair R.
(Муджиб Отзывчивый)

Лучшее в группе, имхо, все-таки "Вавилина ночь", но и это, и "Оленуха" тоже вполне топ. Было бы приятно видеть в финале.
#19 / 07.07.2019 14:49:00 / обновлён: 07.07.2019 21:14:52

Не похож?

Ковалёв
(Лакшми)

Аз-Заахыр Явный, ну... Я тут читаю рассказики, и они то еще днище местами. А местами просто занудная тягомотина. Так что на общем фоне это вполне приличный рассказ.
#20 / 08.07.2019 00:30:52

Не похож?

Вячеслав Куракин
(Баатын Сокровенный)

Рассказ чем-то зацепил. Но не так, чтобы прямо АХ! Идея и посыл светлы и приятны, не смотря на общую мрачность картинки. Добро побеждает зло. Это нынче не в моде. Но, может именно от того, приятно вдвойне! Однако, если вдуматься, осадочек всё равно остаётся - столько смертей, полчища неприкаянных, сошедших с ума душ... Хочется получить ответ - а где это добро было раньше? Ждало подходящего эффектного момента для своего появления? Но тогда получается, что это ни что иное, как ещё одна изощренная манипуляция... ничего более...Не разбираюсь в особенностях описываемой мифологии, поэтому больше умничать не стану.
Автору добра, и удачных реинкарнаций на следующих конкурсах!
#21 / 10.07.2019 22:06:30 / обновлён: 10.07.2019 22:06:55
Спасибо всем, кто прочитал!
#22 / 13.07.2019 16:54:52

Не похож?

Влад Костромин
(Рауф Сострадающий)

а как голова разговаривает без легких? без гортани?
#23 / 14.07.2019 21:26:07
Рауф, это самый внезапный вопрос для конкурса, где персонажам изначально разрешено хождение по воде, пускание молний, воскрешение...
#24 / 15.07.2019 05:46:07

Не похож?

Фантомас
(Божесыний)

очень неплохо, как любительница индийских мелодрам не пройду мимо не отсыпав баллов :)
#25 / 15.07.2019 09:43:40

Не похож?

Сабина
(Бади Творец)

прочитала ваш рассказ. я не знакома с тонкостями восточных религий, и потому скажу просто, какое впечатление он произвел на меня обычного обывателя.В начале рассказа я запуталась, и если бы не моя ответственность дочитать до конца, чтобы оценить, то, наверное, бросила читать.Что показалось непонятным:

Каменные ступени гхатов* запеклись, почернели от золы, скрылись под пеплом, который не успевал осыпаться в воды Ганги. - не представляю себе картинку: как это пепел, который не успевал осыпаться в воду, сыпался на ступени? 

Сама река будто встала, переполнилась и больше не могла уносить кости, скопившиеся у берега. - если кости скопились только у берега, то почему встала река и чем она переполнилась?

На чад уже никто не обращал внимание, лишь чаще и глубже дышали, пытаясь хоть как-то насытить легкие, и тёрли слезящиеся покрасневшие глаза. - насытить лёгкие...хм...

Они могли и не стараться: лихорадка разносилась уже сама собой.  - возможно я не права, но лихорадка как-то не ассоциируется с таким смертельным заболеванием, которое может выкосить город.

Пишачи крали их тысячами, но обезумев от жадности, они совсем перестали бояться и не останавливались. - не удачное предложение, на мой взгляд. Чего они перестали бояться и почему они должны были остановиться?

Ракшас шёл сквозь толпу, люди расступались перед ним, хоть он и оставался невидимым, они чувствовали холод и непонятный ужас. Мелкие демоны тоже разбегались, едва Бехвана показывался вдалеке. - мало того, что много непонятных слов и имён, так еще и автор называет одного и того же персонажа по-разному, что вообще в худ литературе считается дурным тоном.

Они смирились со смертью, но не могли найти выхода отсюда и сходили с ума - как душа может сойти с ума? у нее есть ум?

Рами (Рави???) выглядел напуганным. 

По сюжету:

не поняла юмора, что хотел Бехвана то? Из-за чего столько смертей? Зачем он хотел привлечь внимание богов и почему тем было плевать? Кто его проклял и за что? За красивыми словесами пропала суть конфликта: Если так, он будет скитаться вечно. Он может освободиться только если встанет рядом с богами как равный. Последний из ракшасов, совсем один. Хорошо, с ним хотя бы Рави… Сколько сотен лет прошло? Он годами медитировал, пытаясь постичь истину, жертвовал, молился. Они не отвечали. В ярости демон разрушал храмы, топил в крови города… Боги плевали и на это. От чего освободиться то? Какую истину он хотел постичь? Что хотел от богов и почему они не отвечали? Суть его беды то в чем?

И в конце боги смилостивились над ним, он стал рядом с богом Шивой, как равный и что? И от чего-то освободился? 

Я не поняла, прошу меня простить, из-за чего весь сыр-бор.

Окончание рассказа напомнило "Мастера и Маргариту".

#26 / 15.07.2019 23:56:02 / обновлён: 16.07.2019 11:19:14
Бали, ничего страшного. По опыту знаю, что на конкурсе всегда найдется человек, который "ничего не понял".
#27 / 16.07.2019 02:53:59 / обновлён: 16.07.2019 02:58:44

Не похож?

Сабина
(Бади Творец)

Автор, не годится из читателя дурака делать. Нужно писать так, чтобы вас понимали. Пока вы этого не умеете.
#28 / 16.07.2019 11:09:51

Не похож?

Аня Тэ
(Мутакаббир Превосходящий)

Бади, про "писать так, чтоб было понятно" насмешили)))) если непонятно одному из.... хм, пусть будет десяти, не считала комментаторов, то тут скорее беда читателя, а не автора. Про "называть персонажей разными именами" - а это где? Имя одно - Бехвана, а ракшас - его раса. Пойду-ка я полечусь Толкином, он тоже такие штуки вытворял и ничего, читали, читают и будут читать.
#29 / 16.07.2019 12:40:21
Я почитала. Это атмосферный рассказ (особенно про пепел и дым в начале меня зацепили, ух, автор) с искренней историей доброго злодея. Такое принятие, очищение мне нравится. Симпатичная идея с "проклятием наоборот" - вот она, сила восприятия))) кто-то что-то надумал со своей стороны, а ты ходи потом, страдай от вынужденного бессмертия))) отдельно хочу отметить Рами, очень притягательный персонаж (хотя меня не покидает ощущение, что про говорящую голову я где-то читала...).
#30 / 16.07.2019 14:58:41

Не похож?

Death Continuum
(Словий)

Классный рассказ. Определённо заслужил выход в финал. Мои поздравления!
#31 / 18.07.2019 16:39:56

Не похож?

Ланет
(Аполлон)

Страшно, жутко, беспросветно. Дружба с говорящей головой бывшего врага, это круто! И меня порадовал финал. 
#32 / 18.07.2019 21:22:46

Не похож?

Lena St.
(Карим Щедрый)

Неплохой рассказ с грамотно закольцованной композицией, но, на мой вкус, есть перебор с «объяснялками». Как будто вы добавили в текст чуть больше специи «а-ля Википедия», чем нужно. Приведу пример из диалога. «А ведь когда-то этот город звался Каши — «светлый». Именно тут началось сотворение Вселенной...». Это у вас демон говорит голове монаха. Но разве голова этого всего не знает? По факту это не слова одного персонажа, обращённые к другому, а слова автора - к читателю. Из-за таких штук герои сразу становятся говорящими куклами, а не живыми существами. 

Что касается языка: вполне хороший, лишь изредка встречалось что-то неблагозвучное. Например: «от шепота молитв пришедших в воздухе стоял шелест». «Пришедших» лучше вообще убрать (понятно же, что не ушедших), а «шёпот» и «шелест» очень близки по значению: от шёпота стоял шелест - это почти как от шёпота стоял шёпот. Воздух шелестел от молитв - этого было бы достаточно. 

#33 / 18.07.2019 22:17:45 / обновлён: 18.07.2019 22:24:29
Словий, Аполлон, спасибо!
Карим, спасибо, про шелест вы правы, поменяю.И про объяснялки тоже... Мне тоже казалось, что их много, а ведь все равно - некоторые пишут, что ничего не понятно...
#34 / 19.07.2019 06:51:57

Не похож?

Евгений Шиков
— жюри конкурса
(Хафид Принижающий)
Все оценки и отзывы

Дым костров Варанаси

ОБО ЧТО:  Небесная канцелярия на индийский мотив

ГДЕ РЕЛИГИЯ: Да везде (как и в любой небесной канцелярии). Собственно, все главные герои являются частью религии.

Я ДОВОЛЕН:
1) Хорошие образы. Автор мыслит картинками и умеет неплохо эти картинки помещать в текст
2) Глубокое погружение в сеттинг. Как по мне - слишком глубокое, но тем не менее - это у автора удалось.
3) Хороший ход с разговаривающей головой. Необычный спутник для главного героя (точнее - антигероя)

Я ОГОРЧЁН:1) Запутался в сеттинге. Как я уже говорил - слишком глубоко. Многих вещей я просто не уловил.
2) Главные герои просто шатаются по городу и, грубо говоря, что-то где-то случайно видят. Нет изначальной цели, нет чего-то, что движет историю вперёд. Просто прогулка по городу с неожиданным (для героев) финалом. Для читателя финал не неожиданный - потому как композиция рассказа такова, что читатель во время прочтения вообще ничего не ждёт - просто ходит по городу с героями и ротом водит, как китайцы на Красной Площади.
3) Переизбыток "туманных, но очень важных с философской точки зрения" (тм) диалогов. Хотелось следить за сюжетом, а не наблюдать за странными дебатами на тему не особенно знакомой читателю религии.

КАК МНЕ В ИТОГЕ: Эта история, по задумке автора, должна была покоиться на плечах сеттинга. Но убери сеттинг - и будет вполне себе шаблонная "небесная канцелярия" про демона и его тёрки с богами. В идеале - сеттинг должен подбираться так, чтобы максимально "огранить" сюжет. Но в этом случае простенький сюжет-прогулку поместили в многозадачный компонентный, перегруженный деталями сеттинг - и сюжет попросту "не потянул" его. Потому что не сюжет становится на сеттинг, а наоборот - сеттинг помещается на него. В итоге - рассказ может зайти только любителям индийского фольклора. Остальные будут испытывать сложности. рассказ не вызвал каких-либо негативных эмоций - по стилистике и языку ровненько, но читать лично мне было скучновато. Я в принципе не понимал правила игры: как живут и умирают демоны, чего боятся и чего хотят - поэтому и не понимал большую часть мотиваций.

С пожеланием удачи,
Я
#35 / 19.07.2019 15:38:33

Не похож?

Ольга Цветкова
— жюри конкурса
(Мин)
Все оценки и отзывы

Зацепила меня эта вещь. Замечательный, уместный тут стиль, колоритные персонажи, очень яркие картины встают перед глазами при чтении. И вот тут тоже, как в "Плотнике", который мне тоже понравился, какого-то прямо сюжета-сюжета мало, но рассказ берёт эмоциями, атмосферой, каким-то внутренним светом. Хотя тут, казалось бы... тот ещё мрачняк сначала:))В общем, прочиталось с удовольствием, спасибо. Отличная вещь. 
#36 / 19.07.2019 22:02:45

Не похож?

Дарья Рубцова
— жюри конкурса
(Халик Размеряющий)
Все оценки и отзывы

Интересный рассказ. Отличное начало – в голове сразу возникает картинка. Читается легко,  интрига держит.

«На верхних ступенях гхата Мунши сидел демон-ракшас… Пока он предпочитал оставаться невидимым, иначе его внешность вызвала бы панику. Крепкое тело, выпученные дикие глаза с вертикальными зрачками, клыки, длинные чёрные волосы делали его похожим одновременно на человека и на животное» Рюк?) Вспомнилась «Тетрадь смерти».

Финал показался мне не очень логичным. Вот лично мне не верится, что злобный ракшас, который «разрушал храмы, топил в крови города», а теперь идет к своей четкой цели – во так внезапно проникся и отказался от планов. Изменение в его личности не подготовлено автором. Поэтому возникает чувство «Не верю!»)  Но в целом читалось хорошо и с интересом.

Блошки: «его страшному врагу —  монаху Рави Марадату»… «Рами выглядел напуганным». (Так Рави или Рами? У вас то так, то эдак)
"Тёмно-зёлёная кожа"
#37 / 20.07.2019 00:03:41 / обновлён: 20.07.2019 00:04:56
Хафид, Мин, Халик, спасибо!!!
Косяки буду поправлять. Они есть, да...
#38 / 20.07.2019 14:57:28

Не похож?

Юлия Горина
— жюри конкурса
(Шива)
Все оценки и отзывы

Сложно писать комментарий к этому рассказу ((
С одной стороны - сюжета как такового нет, динамики тоже, и финал для меня - неожиданно вывалившийся из кустов рояль. Почему, откуда, зачем вдруг возник Шива? Появление Кали более-менее ожидаемо, про нее хоть ранее упоминалось. Хотя, конечно, представить ее в виде девочки-ангелочка - та еще задачка. А вот механика поступка Шивы, как и его возникновение - ну очень странным показалось. Если бы в начале рассказа какие-нибудь слухи упоминались, что Шива живет как смертный человек, или еще хоть какие-нибудь крючки-зацепки были, чтобы в финале вдруг все эти рассыпанные детальки заиграли и выстрелили - все могло бы выглядеть совсем по-другому. И цельность появилась бы у истории. Но, разумеется, это мое сугубое мнение.
С другой - автор потрясающе описал беснование смерти в городе. То есть даже не потрясающе, а ПОТРЯСАЮЩЕ! Я села его читать с чашкой кофе в руках - так вот, кофе в меня не полез. Я отчетливо ощущала этот тошнотворный смрад, этот дым. Демоны, трупы, души, погребальные костры, плач и вопли - все получилось очень ярким, осязаемым, жутким. Очень колоритные персонажи. Мрачная эстетика, красивая история, доброе разрешение конфликта. И при всех своих недостатках рассказ тем не менее произвел на меня сильное впечатление. Он вроде бы и сыроватый какой-то, но эмоционально очень заряжен. И запомнится надолго,  я в этом не сомневаюсь.

 
#39 / 20.07.2019 23:13:04 / обновлён: 20.07.2019 23:15:01

Не похож?

stitch626
(Мухеймин Хранитель)

Слишком ориентальный рассказ. Идея есть, а истории нет как таковой, есть образы, атмосфера, задумка, мне не хватило сюжетных поворотов.


#40 / 22.07.2019 15:34:59
Спасибо всем кто прочитал! :) В принципе,  все замечания обоснованы, исправлять есть что. Чем и займусь сейчас. Кому понравилось - отдельное спасибо! 
#41 / 25.07.2019 06:26:18
html
Наверх