Круг. Квадрат. Линия / Черный. Белый. Красный

Городолюбие, городострастие, городоненавистничество… О.Э. Мандельштам

По итогам конкурса рассказ вошел в состав сборника
Сборник лучших рассказов финала конкурса супрематической фантастики "Малевич". В этой уникальной книге собраны лучшие рассказы конкурса супрематической фантастики «Малевич». Художники-супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм, авторы рассказов этого сборника использовали предложения, слова и буквы. Сложнейшая задача. Удивительный, невероятный результат.

ISBN: 978-5-0056-8211-6

Ridero


Не похож?

MAREKA
(Конкистадор)

Очень понравилось, и хоть пробраться сквозь пласт непрерывного текста было не просто, оно того стоило, красиво, содержательно, со смыслом, супрематизм, наверно, присутствует)))) 
#1 / 02.01.2021 14:54:05
Конкистадор, благодарю, рада, что рассказ вам понравился!
#2 / 02.01.2021 17:32:07

Не похож?

Saturansky
(Саша)

Это очерк. Замечательный. О Париже. Но, по сути, не рассказ. Фантастики даже привкуса не наблюдается. Фантасмагория. Супрематизм - тольков названии рассказа и в названии глав. Чтиво явно салонное и аристократическое. Чтоб такое читать надо в смокинги и вечерние платья облачаться.
#3 / 02.01.2021 19:21:00

Не похож?

Арсабал
(Крозье)

Великолепный текст, безусловно лучший из всего, что тут есть. Аж завидно. Поражает изысканная внутренняя графичность - две триады:  дореформенный город - отвращение, хаос, круг. Потом  царство порядка, внесение структуры - идеальный, но бездушный квадрат, недовольство, опустошение. Потом - как бы испытание, экзамен, инициация - и, пройдя ее - линия устремляется вверх - освобождение, полет, смерть. И цвета соответствуют: хтонь, порядок, радость. Стало, наконец, понятно, что такое супрематический текст. Есть и прекрасно продуманная, выверенная, идеальная форма и тонкое, многозначное содержание, богатая идея. Написано чудесно. Однозначно победитель, без всяких сомнений.
#4 / 02.01.2021 20:57:27

Не похож?

RaDaria
(Азимов)

Очень интересная работа, красивая и стильная, поданная со вкусом. Где-то на стыке рассказа и очерка, я бы сказала. Сначала с любопытством читаешь описания, потом думаешь, к чему столько описаний, где же действие, а в описаниях, оказывается, вся суть... В общем, полный супрематизм) Оптимальный размер текста, если больше – имхо, стал бы утомлять. Даже красивостей должно быть в меру.
#5 / 03.01.2021 05:46:32
Ну, пожалуй, супрематизм есть. Увлекательности мало, но не меньше, чем у большинства других рассказов...
#6 / 03.01.2021 17:52:19

Не похож?

Д. Перов
(Баркер)

Стоило приберечь этот рассказ на конкурс "Ле Корбюзье", от "Малевича" тут только притянутые за уши заголовки.

#7 / 03.01.2021 22:29:32

Не похож?

Арсабал
(Крозье)

Баркер, нисколько не притянутые, напротив, невероятно точные и глубокие. Как символизм формы, так и символизм цвета - все играет на идею, по-моему.
#8 / 03.01.2021 22:51:38

Не похож?

Дымка Ри
(Гоблин)

Есть хорошая история о двух стариках. Короткая, но выпуклая и понятная, интересная. Но две эти огромные части перед ней… Будем считать, что просто – не моё. Нет, оно красиво написано, местами очень образно и глубоко. Но зачем в таком объёме? Супрематизм? Так он в самой идее, в заключительной части и так присутствует, тут его совсем не требуется искусственно вводить. Короче, я в лёгком замешательстве, автор, не знаю, как и оценивать ваше произведение. Но с уважением должна констатировать, что насколько бы оно не было «не моё», всё-таки, особенно первую часть, я прочла со всем вниманием. Приятный слог у автора не отнять, и он держал в тексте, не отпускал.
#9 / 03.01.2021 23:18:23

Не похож?

Амид Голт
(Суэнвик)

А вот  у Гюго описание острова  Сите было листов на пятнадцать (спасибо ограничениям, подвиг не был повторен). Автор, написано очень красиво). Удачи в творчестве.
#10 / 03.01.2021 23:29:03

Не похож?

Дымка Ри
(Гоблин)

Суэнвик, согласна. Даже непонятное, но написанное таким приятным слогом, я согласна читать )
#11 / 04.01.2021 00:53:34
Саша, спасибо за отзыв, отвечаю по пунктам:
1. Очерк, а не рассказ.
В условиях конкурса, как мы помним, есть тезис о бессюжетности и о том, что форма рассказа должна являться его содержанием. Именно к этому я и стремилась - и поэтому в рассказе практически нет действия.
2. "Фантастики даже привкуса не наблюдается".
Фантастика - в целом и на этой площадке - не сводится лишь к космическим приключениям и контактам с пришельцами, так ведь? Есть увеличение героя до великанских размеров, позволяющее ему увидеть город сверху, есть прорыв в некую иную реальность, показывающую ему идеальный, утопический город, и наконец - есть встреча с загадочным существом не от мира сего и, собственно, сам полет. Чем не фантастика?
3. "Супрематизм - только в названии рассказа и в названии глав".
Супрематизм - художественное явление, глубоко укорененное в своей эпохе, как и любое другое, поэтому здесь важен контекст времени. Первая часть - отрицающая - раскрывает предпосылки появления супрематической концепции в реалиях начала ХХ века. Вторая часть - утопическая - отражает чувство озарения, ощущение открытия нового, уподобление себя богу, творцу, надежду на исправление несовершенного мира. Третья часть - принимающая - описывает опыт разочарования в утопии и постижения истины. Композиция рассказа воспроизводит наиболее распространенную форму супрематических картин - абстрактных композиций из цветных геометрических фигур.
4. "Чтиво явно салонное и аристократическое. Чтоб такое читать надо в смокинги и вечерние платья облачаться".
Воспринимаю это исключительно как комплимент! Не все ж в майке и трениках)))
#12 / 04.01.2021 12:17:09 / обновлён: 04.01.2021 12:48:52
Крозье, спасибо вам за столь глубокий, точный и красивый комментарий! Он и сам похож на супрематическую композицию - лаконичную, без излишеств, и при этом необычайно выразительную. Вы считали практически все главные посылы текста, и мне почти нечего добавить. Пожалуй, это рассказ о жизненных и творческих исканиях человека: о юношеском отрицании действительности, об очарованности новым, небывалым, футуристичным, и наконец, о постижении гармонии окружающего мира, его принятии.  Счастлива, что у моей работы есть такие читатели!
#13 / 04.01.2021 12:45:22
Азимов, от души благодарю за доброжелательный отзыв! Да, именно так - вся суть в описаниях, такую задачу я перед собой и ставила. Иначе как добиться бессюжетности, которая в литературном произведении только и может выступать аналогом супрематической беспредметности? Удачи на конкурсе!
#14 / 04.01.2021 12:58:50 / обновлён: 04.01.2021 12:59:24

Не похож?

Invictus
(Рамштайн)

Такое чувство, будто автор переиграл сам себя. Слог приятный, но не более того.
#15 / 04.01.2021 13:32:35
Саймак, спасибо за отзыв! Ну, таковы условия конкурса: абстрактное искусство тоже едва ли можно назвать увлекательным, его восприятие предполагает некую умственную работу, владение определенными ключами, кодами, без которых произведение не прочесть.
#16 / 04.01.2021 13:49:40
Баркер, они не притянуты, уверяю вас) Дело в том, что супрематизм оказал очень сильное влияние на теорию и практику архитектурного авангарда. И сам Малевич, кстати, прославился не только "Черным квадратом", но и архитектонами - статичными композициями из геометрических тел, напоминающими небоскребы. Он даже изобрел особый супрематический ордер! 
Но мне приятно, что вы узнали прототипа моего героя - да, это он и есть!
#17 / 04.01.2021 22:20:16
Гоблин, благодарю за отзыв! Да, возможно, текст получился тяжелым для восприятия - за счет своей плотности и отсутствия сюжета. Но жаль было "резать по живому", отказываться от каких-то образов, которые, кмк, работают на основную идею. Наличие трех частей, трех элементов - обязательное условие для любой композиции, и чтобы привести героя к третьей части, нужны были первые две) Еще раз спасибо, что отозвались, удачи вам на конкурсе!
#18 / 04.01.2021 22:28:08
Суэнвик, здорово, что вы вспомнили Гюго и его описание Парижа! Я, помнится, осилила его только с третьей попытки (с разрывом в несколько лет), уже во взрослом возрасте, но в итоге получила огромное удовольствие))) Спасибо за добрые пожелания! И вам успехов!
#19 / 04.01.2021 22:33:00

Не похож?

Death Continuum
(Пуйоль)

Тёмное. Чёрное. 
Белое.
Лазурь.
Словесный вальс, что заглядение.
Пространно. Вязко. Специфично.
Несколько историй об одном.
Или взглядов?

Но достойно.

#20 / 05.01.2021 20:47:26
Пуйоль, спасибо за столь супрематический комментарий - я оценила! Да, возможно, это действительно несколько историй об одном и том же - историй возраста, историй восприятия, историй контекста времён.
#21 / 05.01.2021 21:39:07
Хорошилище грядёт по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах с растопыркою(с) В языке - Шишкова, в живописи и архитектуре - Татлина на Вас нет, Автор!
#22 / 06.01.2021 09:34:53 / обновлён: 06.01.2021 10:51:04
Дик, по вашему комментарию вижу, что вы еще не прочли некоторые рассказы из второй группы)))
#23 / 06.01.2021 13:56:21
Вы ошибаетесь - я там даже баллы распределил, не говоря уже о комментариях.
#24 / 07.01.2021 09:47:14
Дик, ну, стало быть, у каждого свое восприятие. На мой взгляд, там есть тексты, сильно перегруженные - неоправданно. А в этой группе рассказы куда более сбалансированные по форме и смыслу. Прошу прощения за оффтоп.
#25 / 07.01.2021 15:13:48

Не похож?

Mirtluma
(Меркурий)

Автор, это не неоправданно перегруженные тексты. Это, так скажем, статичный хоровод опрокинутых каменно-вдавленных пластов, заложенных в проницательно-усидчивый холодный ум, вошедший в теплое безымянное покровительство смежных с ним истин. Иногда это старательное вмысливание в туманное. Отсюда некоторые осязают только чувственную отсутственность. А ведь иначе никак. Обычных способов описания не имеется. Но зато есть густовложенная в произведение сила творческого отдохновения. В этом смысле показателен Платонов - нет любых видов пошлости, дешёвых тухлособранных издевок, наставленных для эффектного толпообразующего стимулирования. 
А ваш рассказ, признаю с искренним благоговением, красиво выстроен. Но все же определенную "гладкость" (в чем вы упрекали одно произведение, где автор после подробно смиренно описал семантику, оставшуюся без ответа, что огорчило автора) и я могу проследить. Читается легче, чем вот "то самое". Также визуально сочнее, намного богаче на всяческое убранство. Если вы считаете, что в "том самом" неоправданная перегрузка, то и я здесь могу выявить чрезмерность - декоративную в ущерб плотному смыслу. 
Но для общечеловеческого блага я бы несомненно избрал ваш рассказ, а не "тот самый". Ибо во многом "то самое" написано для сугубо внутреннего пользования, если угодно. Потому что надрывные старания вовлечь чувственно, как правило, опускаются. И это оправданно. Ведь автор "того самого" шизоид с внутренне-обдуманными, объемлюще-оправданными обставленными обсессиями и пульсирующими компульсиями. Автор, снимаю шляпу. Для человечества - ваше!
#26 / 07.01.2021 18:27:25
Меркурий, спасибо за обстоятельный комментарий, ценю!
#27 / 08.01.2021 08:51:32

Не похож?

Vagrant
(Цезарь)

И все-то хорошо, и все-то любопытно, но не могу избавиться от чувства странного и отталкивающего. Будто бы предо мной (уж простите, тут каждый пятый использует данное слово, до конца не понимая сакрального значения (и я в том числе)) не супрематическая картина, а символически выглаженная, стильненькая, красивенькая. Будто бы прочел я не работу последователя жесткого, выпуклого, угловатого Малевича, а работу сторонника размазанного, яркого, сочного и мечтательного Мане.
Уж буду откровенен: не желаю топить ваше творение, так как все те плюсы, которые описали люди, непременно присутствуют, однако одностороннюю похвалу тоже не приемлю. В критике должна быть критика. И в данном случае вам попался человек, не совсем согласный с мнением большинства (дивергент чертов!)
Во-первых, как правильно заметил господин(жа) Меркурий - вылизанный текст. От самого супрематизма тут только оглавления: квадратные скобки и односложность в словах, обозначающих цвет, фигуру и категорию. Убери их, и творение лишится последнего и единственного "угла". Во всем же остальном виднеются простроенные фразы, красивые, аппетитные эпитеты. Отчего картинка рисуется неясная, но привлекательная.
Как бы я подошел к этому? Опять же, не навязываю, а размышляю: я бы вычленил все те черты, будь то красный/линия или белый/квадрат, - в своей собственной, примитивной форме, тем самым разделив цельную историю, казалось бы, плохо срастающимися кусками на все четыре части. Но, опять же, людям нравится ваше, так как ваше понятнее глазу, и вы бы получили только малость тех комментариев, осыпавшихся на вашу милую душеньку.
Во-вторых, символизм. Символика "выросшего" героя, символ бездомного, которые также не связаны с понятием супрематизма, существуют не в исключительно примитивной форме и смысле, а в форме возвышенном, в возвышенном смысле. Что присуще только символизму. "Выросший" над городом герой, который обозначает рост самого г-на М. над искусством того времени. Или классический символический образ "молодеющего" на глазах старика, который, - извините, - я не счел (как не считывают не потому, что не хотят, а потому что мозгов и времени не хватило (и не смейте раскрывать образ самостоятельно! (потому что после конкурса хотелось бы вернуться ко многим произведениям)))
Ну, а в третьих: уже совсем мелкая, синтаксическая, сугубо личная придирочка. Такая ма-а-а-а-а-ленькая, ма-лю-ю-ю-ю-ю-юсенькая, которую и вовсе не советую читать, поскольку она не портит общего впечатления от вашего несомненного таланта. Когда вы пишете интересные метафоры, избегайте лишних уточнений: "Чугунные
ворота скрывали узкие щели дворов, тускло освещенные поры окон пронизывали
бурую окаменевшую кожу фасадов. Бесчисленные двери были лишь видимостью входов..."
 Не злоупотребляйте таковыми точностями и избегайте излишеств (могу догадаться: вы скажете: это на благо супрематизма, но общий настрой у вас, как писалось выше, импрессионистический). Так описания станут намного красивее и изящнее. Но это так. Личные тараканы.
А в остальном могу только согласиться с комментаторами. Хочется похвалить за проделанную работу: рассказ непростой и рассказ интересный.
#28 / 08.01.2021 14:52:43 / обновлён: 08.01.2021 15:07:28
Цезарь, благодарю от души за подробный отзыв, похвалы и конструктивную критику! На мой взгляд, говорить о художественных явлениях начала ХХ века (в том числе, супрематизме) вне контекста символизма вообще невозможно. Концепция символизма более широкая, более объемлющая, это дух и нерв своей эпохи. На ниве символизма вызрели зерна многих стилевых направлений, и супрематизм - лишь одно из них. Далее: угловатость - не единственный и не обязательный признак супрематизма (в отличие от кубизма). Возьмите, к примеру, композиции Чернихова - среди них есть состоящие из кругов, овалов или вовсе цветных пятен. Экспрессия и упругость криволинейных форм востребованы в супрематизме не меньше, чем прямые линии, прямые или острые углы.
Думаю, вы правы в том, что части рассказа можно было бы сделать более контрастными по стилю, обострить заявленные в подзаголовках свойства. Но и в таком виде части текста содержат символику формы и цвета, а это кажется мне более важным.
Ну, а что до зализанности и гладкости... есть теория, что каждый человек по характеру - круг, овал, треугольник или квадрат. А текст - это всегда сам человек. Вот где простор для супрематических рассказов)))
#29 / 08.01.2021 18:35:49

Не похож?

Vagrant
(Цезарь)

Ох, не буду лукавить: кубизм, супрематизм, дадаизм и любой другой "эдаковатое"-изм я за искусство не считаю, поэтому углубленно не увлекаюсь, но знаю, что в этих-то направлениях новаторы стремились отойти от символики вообще, придав чему-либо только и только форму. Но вот незадачка: все то, что выставляется напоказ как предмет искусства, будет так или иначе переработано в приземленном человеческом сознании и обретет ту или иную ассоциацию, равно, символ.
Символы этих людей доведены до одного значения = до одного предмета = до одной фигуры. И это не обязательно угловатость или выпуклость ( в случае с С.), но обязательно - нечто односложное, будь то
Единица.
Слово.
Форма.
Цвет.
Явление.
Эх, не было бы пресловутых границ в конкурсе, провозглашенном под слогом "Без границ!..", можно было бы эти пять слов расписать и быть таковым.
#30 / 08.01.2021 21:22:13

Не похож?

Death Continuum
(Пуйоль)

С заслуженным выходом в финал! 
#31 / 10.01.2021 20:11:07
Пуйоль, спасибо, что навестили, рада!)
#32 / 10.01.2021 20:30:28

Не похож?

Sonna Yumo
(Пратчетт)

Первая часть текста - просто отменная. Живая, образная, дышащая. Очень четко передает картину. Увлекает, утягивает, уволакивает за собой, как некое сумбурное торнадо. Сумбурное - в хорошем смысле, потому что образы динамичные, перетекающие. Едва ли не хребтом чувствовала этот город )
Вторая часть - тоже четкая картинка перед глазами, но уже не живого города, а проекта. Макета. 3D-презентации. Классика такая, знаете ли, для потребителя. Опять же, в хорошем смысле, потому что вторая часть очень точно описывала любой архитектурный проект - прибранный, помытый, выглаженный такой, с иголочки. Мне кажется, Автор, мы в смежных областях с Вами работаем ) 
Но вторая часть вызвала отторжение именно из-за желания главного героя все снести подчистую. Это сугубо личное, наверно. У нас сейчас именно это в городе и происходит. Сносят старое, строят блестящее, но бездушное новое.
Третья часть - как же я рада, что Архитектор прозрел! Не люблю Ле Корбюзье искренне. Слишком много последователей у него было в свое время.
А Париж - он чудесен!
Спасибо за рассказ! Удачи в финале!
#33 / 11.01.2021 20:16:23
Пратчетт, ооо, спасибо огромное за отзыв! Вы совершенно правильно и очень точно прочли этот посыл - да, Архитектор прозрел и увидел красоту в том, что его окружает, пересмотрел собственные неуемные творческие амбиции, которые порой делают людей этой профессии не созидателями, а разрушителями, отринул умозрительную, стерильную чистоту проекта и принял свой город таким, каким его сделала история и люди - прекрасным. Кстати, Ле Корбюзье, который в молодости действительно был убежденным сторонником новых, рациональных, идеально функционирующих городов-машин, в зрелости пришел к такому шедевру пластической формы как капелла в Роншане... Однако, идеи, которые посеял он и его последователи, действительно превратили многие города в монотонные, однообразные, бездушные "бетонные джунгли" - куда хуже тех каменных лабиринтов, которые породил большой город начала ХХ века. Но Париж, к счастью, этого избежал!)))
И вам - удачи в финале этого супрематического приключения!
#34 / 11.01.2021 21:51:33 / обновлён: 12.01.2021 15:27:51

Не похож?

Death Continuum
(Пуйоль)

С заслуженной победой! 
#35 / 16.01.2021 18:30:54
Пуйоль, спасибо! Если честно, до сих пор не верится)))
#36 / 16.01.2021 19:28:23
html
Наверх