Интервью Александра Лебедева

Александр пришел на конкурс вирда, тревожной прозы и мутная литература, не зная, насколько всё бывает странно, и что это? Это победа. Впрочем, она будет впереди, хоть и правда. Потому что его рассказ "Достучаться до Дурдича" был признан лучшим на конкурсе "Фантазмы и протуберанцы". 

Ох, не пугайтесь, в интервью с Александром всё не так странно и запутанно. Однако, интересного не меньше.


Дайте, пожалуйста, вирдовое определение жанру вирд, чтобы никто ничего не понял, но прочувствовал.

Ааааааооооыыы да за что ж мне нелегкая послала победу на конкурсе именно в таком жанре, суть которого я объяснить могу и очень даже хочу поделиться со всеми своим видением вирда. Вне всякого сомнения и смысла сумма всех составляющих добротного вирда должна быть, по идее, похожа на «Малхолланд драйв», чтобы в гугле первой строкой после названия всегда шел запрос «Гоша, сколько кубиков колоть автору, он хочет написать вторую часть!» «Гоша, сколько кубиков колоть автору, он хочет написать вторую часть!» На самом деле вирда полон каждый конкурс. Просто я-то всегда думал, что тут просто автор недопонят мной или недопонял условия конкурса, литературных канонов, жизни на планете Земля. А потом я как понял, как перековал мечи на орало, да как проорал, да как написал.

До кого хотите достучаться своими произведениями?

Ой, знаете, вот сейчас немного отпустило, так сразу хотел по первому вопросу добавить… Да, я вижу, что тут второй вопрос. Но всё-таки… Нет, не надо? Ну хорошо, уберите шприц,  по второму тогда уже отвечу. Достучаться, конечно же, я хотел до ровно двух людей. До моей жены, которая всегда считала, что лучше бы я делал совершенно любое дело на свете (с маленькой буквы), нежели сочинял эти свои рассказики. Теперь она мной гордится. И до… Я тут еще людей начал досчитывать в процессе... Давайте на жене остановимся. И по первому вопросу…

Назовите трёх любых писателей (живых или почивших), с которыми хотели бы испытать свои силы в одном литературном конкурсе?

…да, вижу, третий вопрос, не первый… Конечно, писать в соавторстве с почившим писателями… Тут не про соавторство? Хорошо.

Соревноваться с почившими писателями намного проще, с одной стороны, а с другой стороны, сложнее. С почившими писателями довольно сложно анонимно препираться в комментариях, троллить, измываться, издеваться и вообще поддерживать приятную творческую атмосферу… Да уберите шприц!

Из живых ни с кем, а из почивших: Лукьяненко, Тим ЛаХэй и Джерри Дженкинс. Да, как писатели они для меня давно уже среди почивших (последние двое неизвестных прямо сразу мертворожденные, но у меня, как у протестанта, к ним личные счеты).  

Блиц опрос: Не хотите писать, как (имя автора)? Не хотите, чтобы экранизацию вашего рассказа снял (имя режиссёра)? Не хотите работать в жанре (название жанра)?

Не хочу писать, как Лукьяненко. Не хочу экранизацию от Дэвида Линча. Не хочу работать в жанре патриотического фетиш-зомби-стимпанк-хоррора.

Откуда узнали про «Квазар»? Как пришли? Оно?

Начну с Оно. «Оно» – мне не понравилось, честно, не люблю хорроры. Пишу порой, и прям с ненавистью к себе.

Про «Квазар» я узнал от одного вспыльчивого, как литр нитроглицерина в футбольном мяче, конкистадора, Андрея Миллера. (Минутка рекламы) Сначала я проникся его популяризаторским историческим пабликом во «Вконтакте» - до сих пор это единственный сетевой ресурс, куда я захожу каждый день в ожидании новой статьи. Затем там проскользнуло что-то про какой-то конкурс и его на нем участие.  Я порасспросил про это дело, прочел его рассказ «Над всей Испанией безоблачное небо», понял, что дело серьезное, и ринулся в бой. Конечно, пишу в стол я лет с пяти, а про всякие там конкурсы думал, что они либо слишком круты для меня, либо я слишком крут, чтобы тратить на них время. Так что на «Квазаре» я исключительно благодаря хорошему личному примеру господина Миллера.

Чем займётесь летом 2025-го? (Мы про литературу, а не о чем вы не подумали).

Кстати, вирд это еще и… Да ну хватит, я вон на предыдущий вопрос как дисциплинированно ответил…

Ладно, двадцать пятый год. Знаменательный год, кстати. Как подсказывает нам сайт «Компьютерная грамотность с Надеждой», в 2025-м году прекратится фаза расширенной поддержки Windows 10, а с Вояджерами (обоими) пропадет связь. Нет, про Вояджеры – это не Надежда, это Википедия подсказывает.

Я, в свою очередь, летом 2025 года буду лежать на диване и сочинять. Ехать в метро и сочинять. И думать о том, что до старта следующего конкурса еще целая неделя… три дня… пятнадцать часов, а у меня еще даже вордовский файлик не заведен в папке с названием конкурса. Я ведь всё успею, конечно же. А еще я возьму бумажку у промоутера возле Третьяковки, и позвоню по указанному номеру, чтобы издать, наконец-то, сборник собственных рассказов тиражом в 20 или 25 экземпляров. Себе, маме, классной руководительнице, друзьям, а оставшиеся экземпляры в магазины книжные буду подсовывать на полки с книжками про «попаданцев». Весьма символично, что продавцы будут недоумевать, как эта книга сюда попала, ахахахехехо.

Набросайте аннотацию к сборнику по итогам выигранного конкурса:

«Пользуясь случаем, передаю привет маме, папе, бабушке Нине, брату с сестрой, двоюродной сестре Даше, моей классной руководительнице, бывшему председателю колхоза «Новый мир»…» Нет? Ну, если серьезно, то я и вирд встретились совершенно случайно. Поэтому аннотация от меня – это как определение вирда от меня же. Этот сборник, наверное, будет самым неоднозначным сборником вирда за всю историю данного жанра. Ибо градус жуткости и странности от рассказа к рассказу скачет, как стрелка осциллографа ртутный столбик в январском Эйлате. Возможно,  именно поэтому мой легкомысленный рассказ многим приглянулся, потому что выглядел как солнечный зайчик в конце тоннеля, сотканного  из липкой сюрреалистичной паутины мрачных недосказанных метафор, в которой запутались бесконечно трансформирующиеся  фантасмагорические образы, переполняющие основную массу произведений, вошедших в сборник. Ощущаю себя немного Ивашкой из дворца пионеров, если честно, на фоне колоритного безумия, рвущегося к вашим мозгам со страниц этой очень странной книги.

Расскажите немного о себе, не используя глаголы.

Протестант, антитринитарианец, муж (15 лет), отец (7 лет), сын (33 года), нумизмат, читатель, автор (очевидно?), любитель путешествий, драников, компьютерных и настольных игр, водитель электросамоката, потребитель вкусного пива и стейков, обладатель черного пояса по салатам к пиву и стейкам, просветитель непросвещенных, особенно веганов, сыроедов, антипрививочников, яжматерей и прочих продвинутых личностей, трэвел-шифтер и даун-блогер, фотограф, певец гимна США   дочке вместо колыбельной (7 лет),  тролль на пенсии, ипотечник.  Сам я с маленького колхоза на берегу Японского моря, но нынче, увы, Москва – мой дом. 

Что вам ближе – Интересный Герой или Головокружительный Сюжет?

Интересный герой, ибо головокружительный сюжет (а уже можно глаголы?) вокруг интересного героя выстраивается автоматически. Просто потому что вокруг интересного героя всё интересно. Сама его жизнь – уже готовый сюжет. Иначе он был не таким интересным. А головокружительный сюжет из безликих статистов – такое себе.

Объясните квазаровским новичкам, за чем сюда стоит прийти и почему стоит остаться.

Превзойти всех, потешить своё тщеславие, стать лучше легендарного Миллера, занять сразу тремя рассказами первое место…

Ну, или, можно абстрагироваться от моих личных целей, и сосредоточиться на чем-то более конструктивном. Скажем, на получении оплеух и развернутой критики от корифеев «Квазара» или забавных комментариев от других новичков. Конкурс даст богатую пищу для размышлений  на тему «а какого черта я вообще тут пишу? Может, лучше пойду уже SQL выучу?». Потому что есть множество ресурсов, где роятся тысячи «авторов» и «авторш», натыкаются друг на друга, чешут друг дружке спинки, нарабатывая какие-то местные баллы, ачивки, а есть «Квазар», где всегда найдется пара-тройка добрых самаритян, которые вспорют новичку брюхо, пересчитают и взвесят его внутренности, и дадут самый честный (на то и анонимность) ответ на вопрос: стоит ли вообще его текст затраченной на него электроэнергии.

Лично для меня анонимность, непредвзятость, и, соответственно, честная конструктивная критика от реально маститых авторов, которых интересно читать – самая большая ценность на «Квазаре». Здесь я обрел уверенность в своих творческих силах и перестал прятать голову в песок. А заодно я понял, какой же отстой я писал до того в стол все эти годы, и теперь если и напишу что-то большое, то уже умудренный «Квазаром», избегая глупых ошибок.

html
Наверх