Мечтатель
(Лимонад)
Рассказ, в котором важна каждая мелочь. Отдельное движение, улыбка, мысль создают настроение нежного полотна. И ясно выраженная мораль, запечатлённая в двух коротких эпизодах начала и завершения.
Несмотря на шквал опечаток, чувствуется бережное отношение автора к самой идее. Иногда повествование кажется монотонным, но монотонность даже играет ему на руку, как бы подчёркивая тщетность изображённой цивилизации, в которой есть многое, но нет главного. Концовка напоминает о незыблемости человеческой души, без которой не будет настоящего человека.
Главному герою не очень повезло с матерью и братом, но
вопреки примеру их пустой расчётливости он нашёл в себе силы проявить
человечность, когда это понадобилось, и пошёл «против системы». Рай можно найти
и в лучах солнца, и в голубых глазах невинной жизни. Это и есть настоящее
богатство. Вот что приходит на ум после прочтения.
Ментола
(Меланшон)
1) Евгеническое миростроение (eugenic world building)
«Людей моего яруса, сконцентрированных на себе и собственном предназначении, как правило не обременяли проблемы такого рода.»
«Новая жизнь среди низших. Недостойных»
«Дадо и все кто находился в его приближение нуждались в мускульной энергии низших. Кто-то ведь должен поддерживать жизнь сферы.»
Понравилось, что с первых строк применяется евгеническое построение мира, что заключается в идеологическом и финансовом разделении граждан на «высших» и «низших». На мой взгляд, это очень хорошее решение (1).
2) Формирование эмпатии через желание мысленно оказать помощь герою
«– Не думаю что Дадо допустит такое, – возразил я, с опаской посматривая в раскинувшуюся перед
нами пропасть.»
«она шагнула вперёд, не оставляя мне ни единого шанса»
Для формирования эмпатии можно стимулировать читательское желание срочно оказать
мысленную помощь герою. Т.е. чтобы человеку захотелось мысленно предупредить
персонажа об опасности («Ты в опасности!» «Берегись!»). Это делается для того,
чтобы усилить участие читателей и человек смог глубже «прожить» события сюжета
(2).
3) Чуткость
«Что опомнился, когда спасая ее применил запрещенный
прием гашения гравитации, чтобы она не соскользнула вниз и не разбилась
вдребезги?»
Известно, что чем более человечен и естественен рассказчик, тем больше читатели могут
проникнуться историей (3).
4) Изменчивость артефактов
«Отдаленно он напоминает гигантский клубок из прозрачных тонких нитей, что переливается разными оттенками перламутра.»
Известно, что хорошо использовать три основных аспекта изменчивости артефактов (4):
- изменение структуры (форма, цвет);
- изменение осязаемости (способность
телепортироваться, перемещаться, исчезать/появляться т.д.);
- склонность к восстановлению (способность восстанавливаться после уничтожения).
Этот подход заточен на вызывание эмоций через удивление и формирование когнитивного диссонанса. Т.е. через убедительное свидетельство события или явления, которое человек считает невозможным.
Мне понравилось, что в рассказе используется этот подход. Хорошо использовать подобные сцены как можно чаще.
5) Сиротские тропы (orphan tropes)
«А мать…уж она меня точно не простила бы. Не оправдал, мол, надежд, – сказала бы. Отреклась бы, не моргнув глазом»
Сироты легко и быстро завоёвывают уважение и сопереживание читателей (5). Этот троп используют, по сути,
для всех супергероев Марвел, DC, часто в японском полнометражном аниме – для маркетингового успеха в прокате.
В рассказе сообщается, что молодой двадцатилетний герой становится, по сути, сиротой по причине потери матери (стал изгоем). И это сразу же трагический элемент, заточенный на эмпатию, так как подразумевается человек, который лишенный любви и родительской поддержки.
«Сэм выстрелил и выстрелил не раздумывая, а мать, покрасневшая и злая смотрела мне в глаза и я видел в них ненависть и презрение.
–Слабак…»
Плюс используется супер-комбо с родителем-абьюзером, что тоже применяется для быстрого развития эмпатии к герою.
Прокачанный рассказ. Благополучия!
Список литературы
1. Garland-Thomson, R. (2015). Eugenic world building and disability: The Strange World of Kazuo Ishiguro's never let me go. Journal of Medical Humanities, 38(2), 133–145. https://doi.org/10.1007/s10912-015-9368-y
2. Gerrig, R. J., & Jacovina, M. E. (2009). Chapter 7 reader participation in the experience of narrative. The Psychology of Learning and Motivation, 223–254. https://doi.org/10.1016/s0079-7421(09)51007-9
3. Alber, Jan, Jessica Jumpertz, and Axel Mayer. 2020. “How Professional Readers Process Unnatural Narrators: An Empirical Perspective.” Scientific Study of Literature, 10, no. 2 (December): 193–213.
4. Martinez-Conde, S. et al. (2019) “The Storytelling Brain: How Neuroscience Stories Help Bridge the gap between research and Society,” The Journal of Neuroscience, 39(42), pp. 8285–8290. Available at: https://doi.org/10.1523/jneurosci.1180-19.2019
5. Sanders, J. S. (2008). Spinning sympathy: Orphan girl novels and the sentimental tradition. Children's Literature Association Quarterly, 33(1), 41–61. https://doi.org/10.1353/chq.2008.0005
MAREKA
(Кьюберт)
Алексей2014
(Суэнвик)
Пингвин
(Желязны)
ELisA
(Гаррисон)
Вячеслав Куракин
(Ефим)