Под куполом сферы

Правильный выбор не всегда определяется разумом..

Не похож?

Мечтатель
(Лимонад)

Рассказ, в котором важна каждая мелочь. Отдельное движение, улыбка, мысль создают настроение нежного полотна. И ясно выраженная мораль, запечатлённая в двух коротких эпизодах начала и завершения.

Несмотря на шквал опечаток, чувствуется бережное отношение автора к самой идее. Иногда повествование кажется монотонным, но монотонность даже играет ему на руку, как бы подчёркивая тщетность изображённой цивилизации, в которой есть многое, но нет главного. Концовка напоминает о незыблемости человеческой души, без которой не будет настоящего человека.

Главному герою не очень повезло с матерью и братом, но вопреки примеру их пустой расчётливости он нашёл в себе силы проявить человечность, когда это понадобилось, и пошёл «против системы». Рай можно найти и в лучах солнца, и в голубых глазах невинной жизни. Это и есть настоящее богатство. Вот что приходит на ум после прочтения. 

#1 / 01.01.2023 21:32:41 / обновлён: 01.01.2023 22:49:48

Не похож?

Ментола
(Меланшон)

1) Евгеническое миростроение (eugenic world building)

 «Людей моего яруса, сконцентрированных на себе и собственном предназначении, как правило  не обременяли проблемы такого рода.»

«Новая жизнь среди низших. Недостойных»

«Дадо и все кто находился в его приближение нуждались в мускульной энергии низших. Кто-то ведь должен поддерживать жизнь сферы.»

Понравилось, что с первых строк применяется евгеническое построение мира, что заключается в идеологическом и финансовом разделении граждан на «высших» и «низших». На мой взгляд, это очень хорошее решение (1).

 2) Формирование эмпатии через желание мысленно оказать помощь герою

«– Не думаю что Дадо допустит такое, – возразил я, с опаской посматривая в раскинувшуюся перед
нами пропасть.
»

«она шагнула вперёд, не оставляя мне ни единого шанса»

Для формирования эмпатии можно стимулировать читательское желание срочно оказать
мысленную помощь герою. Т.е. чтобы человеку захотелось мысленно предупредить
персонажа об опасности («Ты в опасности!» «Берегись!»). Это делается для того,
чтобы усилить участие читателей и человек смог глубже «прожить» события сюжета

(2).


 3) Чуткость

«Что опомнился, когда спасая ее применил запрещенный
прием гашения гравитации, чтобы она не соскользнула вниз и не разбилась
вдребезги?»

Известно, что чем более человечен и естественен рассказчик, тем больше читатели могут
проникнуться историей
(3).

4) Изменчивость артефактов

«Отдаленно он напоминает гигантский клубок из прозрачных тонких нитей, что переливается разными оттенками перламутра.»

Известно, что хорошо использовать три основных аспекта изменчивости артефактов (4):
- изменение структуры (форма, цвет);
- изменение осязаемости (способность
телепортироваться, перемещаться, исчезать/появляться т.д.);

- склонность к восстановлению (способность восстанавливаться после уничтожения).

Этот подход заточен на вызывание эмоций через удивление и формирование когнитивного диссонанса. Т.е. через убедительное свидетельство события или явления, которое человек считает невозможным.

Мне понравилось, что в рассказе используется этот подход. Хорошо использовать подобные сцены как можно чаще.

5) Сиротские тропы (orphan tropes)

«А мать…уж она меня точно не простила бы. Не оправдал, мол, надежд, –  сказала бы. Отреклась бы, не моргнув глазом»

Сироты легко и быстро завоёвывают уважение и сопереживание читателей (5). Этот троп используют, по сути,
для всех супергероев Марвел,
DC, часто в японском полнометражном аниме – для маркетингового успеха в прокате.

В рассказе сообщается, что молодой двадцатилетний герой становится, по сути, сиротой по причине потери матери (стал изгоем). И это сразу же трагический элемент, заточенный на эмпатию, так как подразумевается человек, который лишенный любви и родительской поддержки.

«Сэм выстрелил и выстрелил не раздумывая, а мать, покрасневшая и злая смотрела мне в глаза и я видел в них ненависть и презрение.

               –Слабак…»


Плюс используется супер-комбо с родителем-абьюзером, что тоже применяется для быстрого развития эмпатии к герою.



Прокачанный рассказ. Благополучия!



 Список литературы

1. Garland-ThomsonR. (2015). Eugenic world building and disability: The Strange World of Kazuo Ishiguro's never let me go. Journal of Medical Humanities, 38(2), 133–145. https://doi.org/10.1007/s10912-015-9368-y

2. GerrigRJ., & JacovinaME. (2009). Chapter 7 reader participation in the experience of narrative. The Psychology of Learning and Motivation, 223–254. https://doi.org/10.1016/s0079-7421(09)51007-9

3. AlberJanJessica Jumpertzand Axel Mayer2020. “How Professional Readers Process Unnatural Narrators: An Empirical Perspective.” Scientific Study of Literature, 10, no. 2 (December): 193–213.

4. Martinez-CondeSet al(2019) “The Storytelling Brain: How Neuroscience Stories Help Bridge the gap between research and Society,” The Journal of Neuroscience, 39(42), pp. 8285–8290. Available athttps://doi.org/10.1523/jneurosci.1180-19.2019

5. SandersJS. (2008). Spinning sympathy: Orphan girl novels and the sentimental tradition. Children's Literature Association Quarterly, 33(1), 41–61. https://doi.org/10.1353/chq.2008.0005

#2 / 02.01.2023 04:00:40 / обновлён: 02.01.2023 04:22:31

Не похож?

MAREKA
(Кьюберт)

Рассказ, в котором много опечаток, текст как будто не вычитан. Идея ясна, выбор героя понятен, он не смог бы столкнуть девочку, это было бы понятно с самого начала. Повествование идёт каким-то урывком, динамики практически нет, из-за недоработок, рассказ не воспринимается, как идеальное произведение, от него веет наивностью и незавершенностью. Мне не хватило описания мира, прокаченным рассказом его вряд ли можно назвать. Удачи автору! 
#3 / 02.01.2023 20:26:29

Не похож?


(Иван)

Про опечатки сказали. Но сам рассказ годный. Мир вполне неплох, разве что мне не слишком понравилась некоторая картонность добра и зла. Зло - Дадо, добро эти самые низы. Мне кажется стоило бы придать Дадо какую-то свою правду, это бы сделало все более реалистичным.
Но так неплохо, да, пожалуй, хорошо даже. Написано приятным языком, опечатки исправляются. Понравилось также то, что в начале все обстоятельно объясняется так, что дальше нет вопросов по матчасти, но в то же время эта объяснялка не выглядит громоздкой. Рассказ удался, автор имеет потенциал.
#4 / 05.01.2023 19:22:29

Не похож?

Алексей2014
(Суэнвик)

Кроме "опечаток" (извините, чаще всего они напоминают банальную безграмотность!) отталкивает вторичность сюжета. Тут у нас и структура Бытия в виде ярусов, тут у нас и восстание против Ии, заменившего Творца. В целом, у Автора получилась вполне приличная антиутопия, но указанные проблемы резко снижают эффект произведения. Тем не менее, желаю удачи - заряд-то  совершенно правильный!
#5 / 06.01.2023 08:00:24

Не похож?

Пингвин
(Желязны)

Авторский посыл прозрачен: за всё хорошее против всего плохого. Свобода лучше несвободы, девочек нельзя скидывать в пропасть, львов нельзя убивать просто так. Кто бы спорил! Но уж если автор твёрдой ногой стал на тропу гуманизма - надо было пожалеть читателя и выправить текст перед отправкой: в представленном виде он выглядит крайне неряшливо - и по форме, и по существу. Пара-тройка примеров:

"... не приближаясь к наместникам Дедо, выделяющимся среди других своими серыми туниками. Сюда не доходило влияние Дадо, ..."
–- так Дедо или Дадо, а может ещё добавить Додо?

"Сэм выстрелил и выстрелил не раздумывая, а мать, покрасневшая и злая смотрела мне в глаза и я видел в них ненависть и презрение.
- Слабак...
Пожалуй это был первый раз когда я понял что мы с братом разные. Тогда же я впервые почувствовал, что мать меня не презирает".
–- Во-первых, не хватает четырёх запятых - поищите сами, где. Во-вторых, так мать его презирает или НЕ презирает?
    
 - Мой брат похож на тебя. Только немного моложе,  -  пошутил я, представив его здесь. - Такой же мечтатель и философ.
 –- Ничего себе, философ! А симпатягу-льва кто по мамочкиной команде убил "не раздумывая"? Или это шутка такая странная?

Кроме того, учтите, что пустые строки (до пяти!) между абзацами не украшают текст - о них просто "спотыкаешься".
Что до самого рассказа - он наивный, сюжет во многом вторичный (сильно "попахивает" Матрицей), но есть динамика и теплота - ростки будущих успехов. Только придётся поработать, чтобы вырастить и собрать урожай. Читайте написанное, перечитывайте, правьте - и будет вам счастье!
#6 / 06.01.2023 11:27:05

Не похож?

ELisA
(Гаррисон)

Ну, что могу сказать... По вложенной идее мне этот текст понравился больше всех остальных на конкурсе. И подача, и мысли, и финал не ставящий точку... Мне такое нравится, субъективно. А вот изложение конечно бы проработать. Вычитка, вычитка, вычитка. Возможно проблема была лишь во времени, и автор очень торопился под дедлайн, но все же многовато ошибок - это портит впечатление. Согласование, окончания и прочее. Автор, если вы смотрите комментарии - вычитайте текст после конкурса, пожалуйста!
#7 / 07.01.2023 21:13:52
Идея хорошая, по воплощению есть вопросы. Сюжет иннертен. Герой практически никуда не движется. Как не было сказано, чем он конкретно занимался на верхнем уровне, так не сказано и какого рода работу он нашел на нижнем. На верхнем удалось уловить лишь - тренировки (учёба), медитациия и активный отдых. На нижнем в итоге - изнурительный труд. Какой? Для понимания структуры описываемого общества хорошо бы знать на чём вообще базируется жизнедеятельность - они что-то копают, строят, проектируют, генерерируют... ? Или что-то иное? В целом герой воспринимается эдаким философствующим трутнем,  что не прибавляет эмпатии у читателя. Основной посыл - да, засчитывается: добросердечность, человечность, жизнь в согласии с собственным выбором, а не слепое выполнение приказов извне, противоречащих законам совести и здравого смысла. Во многом рассказ аллегоричен, очень во многом. Но для полноценного интересного рассказа важна динамика, противопоставление поставленных целей достигнутым результатам. А тут - если бы паёк на нижнем уровне постепенно не уменьшался, то герой решил бы, что и так сойдёт. Это странно. 
В целом рассказ оставил двойственное впечатление. Кое что понравилось, а где-то вышло не очень. Согласен со многими комментариями выше - автору стоило бы потрудиться над вычиткой и ещё немного над детализацией мира, проработкой характеров и личностных черт персонажей. Они не должны быть статистами. 
Ну и к вопросу о фрактальности... Фрактальное строение неведомого Дадо (шара желаний, как у Стругацких?) немного обескураживает... Какую функцию это в себе несёт? Выглядит просто за уши притянутым к теме конкурса. 
#8 / 07.01.2023 22:14:31

Добрый день всем!
Благодарим за детальные отзывы на наш рассказ. Некоторые из них оказались очень вдохновляющими, несмотря на наши погрешности с форматом и орфографией. Сожалеем, что смутили вас большим количеством опечаток и ошибок. Написан рассказ по большей мере 31 декабря, отчасти на мобильном телефоне, прямо на ходу, во время пробежек по магазинам, между приготовлениями новогодних блюд, уборкой, и сервировкой праздничного стола.  
Процесс сопровождался борьбой с назойливыми правками текста со стороны коварного Т9, перебоями с интернетом и отключениями света. На сайт рассказ попал за несколько минут до полуночи. И да, вы все совершенно правы, его не успели ни вычитать ни толком отредактировать. Дедлайн в новогоднюю ночь! Но мы решили что лучше так, чем в стол, ведь рассказ задумывался специально для Квазара. Пускай он еще не отшлифован и не огранен, но еще не вечер. Огромное спасибо тем, кто в море наших (и Т9) опечаток, разглядел нашу авторскую идею.
Всех с наступившим уже новым годом, победителей с победой и всем большое спасибо!!!



#9 / 08.01.2023 10:36:01 / обновлён: 08.01.2023 18:43:39
html
Наверх