Здравствуйте, автор.
Вот, прочёл ваш рассказ. Дальше будут несколько вопросов в этакий разнобой, а в финале я постараюсь всё зарезюмировать.
Вот честно, задавать экспозицию через такой диалог — это не то что плохо, но, скорее, лениво и безвкусно: – Хватит, заткнитесь! Привал окончен! – прерывает затянувшуюся беседу Юджин. – Наша главная задача на данный момент – вернуться любым способом на линкор «Берсерк – 20», зависший на орбите, с которого несколько дней назад нашу разведгруппу и выбросили на эту планету. Командный центр не мог предположить, что аркийцы будут вести эту бесполезную войну. Эй, Аксель, как там насчет сеанса связи с «Берсерком»? Мы вышли на связь всего лишь раз. В штабе даже не знают, что нам оказали сопротивление!
Героям и так известно, что их выбросили с линкора «Берсерк-20». Думаю, если бы говорили более-менее адекватные люди, то они бы делали это примерно так:
«— Наша задача — вернуться на линкор. Командный центр должен знать, что аркийцы не собираются сдавать планету без боя. Аксель, связь с «Берсерком» есть?». Что-то такое. Бойцы знают, что нужно сообщить о нападении. А тот факт, что КЦ не знает о том, что аркийцы сражаются говорит о том, что сеанс связи если и был, то только один и до боевых действий. Читатели не такие глупые, дайте им самим тоже немного поработать мозгами.
И в принципе все диалоги нужно перетрясти и переработать. Сейчас они смотрятся максимально вымученно и искусственно. Им не обязательно быть «такими как в жизни», но они должны создавать иллюзию естественности (за тем редким исключением, когда неестественные диалоги — фишка текста, но это не про эту историю).
Драматичный момент с детьми сделан просто, безыскусно и внахлёст, как будто бы готовность одного солдата пристрелить детей никак его не характеризует. Как раз наоборот, вместо отрывистого приказа не делать это Юджину стоило хотя бы отметить про себя особенность бойца или рассказчику стоило дать информацию читателю, что Юджин знает о такой особенности бойца и потому контролирует его кровожадные порывы. Хоть как-то, а не «Застрелю детей? — Нет».
Сначала герои говорят, что аркийцы застряли в средневекове, потому у них завод, автоматизированная линия сборки. Они пользуются арбалетами, но при этом штампуют роботов? Если они умеют в реверс-инжиниринг, то у них вдосталь оборудования вторгшихся землян, и если они успели построить завод роботов, то уж точно смогли бы наладить производство пушек, нет? А вот, дальше по тексту выясняется, что война идёт уже 30 лет. 30 лет земляне не могут уничтожить коренное население интересующей их планеты и не в курсе, что аркийцы до сих пор сопротивляются?!
Воздействие газа: Аксель сошёл с ума от пыток или от газа? Потому что Юджин сначала указывает, что вреден газ, а потом, что Аксель сошёл с ума от пыток. А, ещё есть момент с насильственным извлечением вшитого в тело оборудования. Так какой из трёх вариантов?
Разговор Ясноокой и Юджина — настоящий фарс. Она настолько хорошо разбирается в реалиях человеческой жизни, будто бы и не инопланетянка вовсе. Даже за 30 лет косвенного изучения невозможно настолько познать другую культуру. «Десант», «опергруппа» — вы правда думаете что другая цивилизация, находящаяся на более низком уровне развития, пусть даже и за 30 лет контакта переймёт эти слова? Уж скорее она будет мешать чисто человеческие слова с лексикой своего народа.
И финал.
Попытаюсь резюмировать:
1. Техническая часть оставляет желать, но тут всё не так плохо. Да, нужно вычитывать, читать вслух, чтобы слышать тяжеловесные, неловкие, глупые и перегруженные предложения. Диалоги — те так вообще разыгрывать на разные голоса, чтобы понять, что они слишком пафосны и искусственны.
2. У этой истории был потенциал. Земляне, вторгающиеся на другую планету потому, что ресурсов Земли больше не хватит ни на что. Рассуждения об этичности геноцида ради поиска ресурсов, разлад в отряде (та же Маша — миротворец, а остальные, очевидно, нет). Чужеродность культур и робкие попытки познать друг друга. Но всё было упущено ради истории, которая заканчивается ничем.
3. Непродуманность разрушает всё и вся. От характеров героев (то ли Маша солдат и боец, то ли она человек, не умеющий смотреть страху в глаза и контролировать эмоции), до судеб целых цивилизаций. Один из примеров: если высокоразвитые земляне с технологией космических перелётов и лазерного оружия хотят уничтожить отсталую расу, которая мешает им выкачать из планеты ресурсы, то почему они это не сделают? Генетически сконструированный вирус, ядовитые газы, ядерная бомбардировка, акустические бомбы — и это только на поверхности, у нас же фантастика, можно напридумывать всего, чего хочется. Складывается ощущение, что в командовании людей — сплошные идиоты. Как, собственно, и в командовании арканийцев. При столь ощутимом перевесе в технологиях, нужно быть поразительным глупцом, чтобы выбрать стратегию прямых столкновений. Только партизанская война, постоянное истощение сил противника, растаскивание его сил по большой территории, чтобы обескровить и истощить. Ну какой, скажите пожалуйста, Воитель?! Огромный робот против людей, который спускаются с неба? Зачем? Кстати, в этой связи очень напрягает момент, что Ясноокая говорит, что город подземлёй они построили благодаря металлу с упавших кораблей людей. А из чего до этого они строили своих пауков? Это же их исконная технология, но её не могло появится, если они на протяжении всей истории испытывали нехватку металла. Вот видите, хотел затронуть одну деталь, а получилось целых три.
4. О чём этот рассказ с точки зрения идеи? Не ясно. Однозначного осуждения людей (хотя они, напомню, занимаются геноцидом населения) — нет. Мысли что у каждого своя правда? Да тоже можно её притянуть только за уши. О том, что когда у солдата появляются собственные чувства, он перестаёт быть хорошим солдатом? Нет. Я не понимаю о чём этот рассказ, что он пытается донести. Если просто историю противостояния продвинутой и отсталой цивилизации, то не хватает контекста и масштаба, если что-то другое, то что?
Зато экстремального, хоть отбавляй. Но непонятно для чего.
Удачи на творческом пути!