ISBN: 978-5-4493-7010-5
MAREKA
(Святослав)
MAREKA
(Святослав)
Apologet
(Пелевин)
Карвальо
(Каунтдаун)
А я тоже "маму!" смотрел) Хороший фильм.
Из плюсов - автор старался наполнить свой пирожок начинками с самыми разными вкусами. Тут у нас и фантасмагоричные Гость с Землей, и типично хорроровый отец, и мистический Архаров. Из минусов - пирожок получился сразу и с мясом, и с капустой, и с повидлом. И более всего грустно, что на правила конкурса автор, что называется, махнул рукой. Спорт в рассказе фантастическим не является - шахматы, играй ты в них хоть с сатаной, хоть с телепатом, остаются всего лишь самыми обычными шахматами.
Заметил также определенные проблемы со склонением имени Кузьмы по падежам. В таких случаях отлично подошли бы итальянские имена - Паоло, Франко, Вито. Они не склоняются)
В целом, рассказ, такой бодрый поначалу, в итоге показался мне попыткой обмануть читателя - напихать всего побольше, заболтать диалогами, в которых к сожалению сквозят фальшь и пафос, а в конце припечатать "глубокой мудростью" про Землю и человеческую совесть. Эх, Аронофски на вас нет!
P.S. Тут Пелевин (сам Пелевин!) советует автору вычитать рассказ перед публикацией... Может, я что-то пропустил? Рассказ уже в финале? Значит, мне не стоит сейчас тратить на него баллы?
Apologet
(Пелевин)
Андрей Миллер
(Ефим)
Карвальо
(Каунтдаун)
Карвальо
(Каунтдаун)
Пингвин
(Пирамид)
Кицунэ
(Урсула)
Кицунэ
(Урсула)
Руан Бивер Руев
(Гоблин)
Андрей Ваон
(Трясина)
Ох... столько всего намешано, что не знаешь, за чем следить. Заход на что-то
масштабное. Несколько линий, которые, не сказать, чтобы сходятся в конце. И
почему Земля? И почему шахматист. Будто их силком столкнули, а не логика и
неизбежность свели всех вместе. Шахматы основное место по объёму занимают, по
вниманию, но по сюжету - выходят, это лишь инструмент. За них обидно становятся,
так ли это всё нужно?
Чарли
(Меланшон)
Ух, начало интригует и дальше напряжение не спадает. В партии шахмат на груди мёртвого отца гг есть что-то... Не могу найти слова, в общем, подумала о Мастере и Маргарите, о бале Воланда... Отличный рассказ.
Но соглашусь с Трясиной, несколько перебор хорошего. Линию с Землей я бы убрала, но вы автор, вы так видите. Удачи!
Нэт
(Пуйоль)
Михаил Гречанников
(Иван)
Здравствуйте, автор. Двоякое ощущение от вашего
рассказа. По большей части хорошие, конечно. Сперва хотелось его хвалить,
брызжа слюной и захлёбываясь от восторга. Уж очень гладко рассказ написан.
Стилистика грамотная, сюжет интересный, диалоги вполне отражают
индивидуальность персонажей. Конфликт, драма налицо. Однозначно, один из лучших
рассказов на этом конкурсе.
Однако…
Есть у меня парочка маленьких замечаний. По
большей части это вкусовщина, так что можете ко мне и не прислушиваться.
1.«За победу Кузьма поощряли, а за поражение...
В
плену отец запомнил множество пыток».
Фронтовик, которого пытали в плену, сам
применял подобное? Сам пытал сына? ПЫТАЛ СЫНА? Не знаю, конечно. Может, такие
прецеденты и случались – крышу на войне многим снесло бесповоротно. Но всё же
пытки на сыне… Вот сами посмотрите – сына он хотел. Они пытались долго, и даже
отчаялись уже продолжателя рода заполучить. Отчаялись – значит, хотели, верно?
И спустя двадцать с гаком, а то и тридцать лет после войны, бывший пленный
пытает сына? Как отцу, мне в это трудно поверить.
По поводу психики – скажу как психиатр. Если
подобные нарушения начались после войны, то они не ограничатся одной лишь
семьёй, это точно. А на службе подобное заметят быстро. И никакое кумовство
человека не спасёт – офицеры прекрасно понимают, что такое умалишённый в
погонах, им нафиг такой ответственности потом не надо. Это я про реальные
случаи, которые потом долго гремят по всей стране. Так что если он слетел с
катушек после войны – его бы по-тихому со службы убрали. И, скорее всего,
озаботились бы лечением в специализированных учреждениях. Да, даже генерала.
Есть другой вариант: что отец героя – психопат.
Видимо, под это рассказ и подогнан, если вспомнить, что там по тексту дальше. У
таких как раз дома проявляется то, чего не видно на работе/службе/где угодно
ещё. Но психопатии – они с детства. И проявляются с нарушений поведения,
особенно ярко в подростковом периоде. Такие психопаты крайне редко поступают на
службу, удерживаются на ней в течение длительного срока, а потом заводят
полноценные семьи. Любая нормальная баба, пожив с таким годик, сбежала бы без
оглядки – тем более, что детей у них долго не было, ничто не держало. Сбежала
бы к здоровому и плодовитому. И никакая «любовь» бы не спасла.
Однако психопатия, при всей маловероятности,
хотя бы вероятна.
Что меня тут смущает? Стивен Кинг. У Кинга
через всё творчество красной нитью проходят идеи психопатов («Мизери», «Лангольеры»,
«Кэрри», «Мгла», «Мёртвая зона», «Игра Джеральда» и т.д. и т.п.) и экстрасенсов
(«Кэрри», «Мёртвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Сияние» и т.д.). И да,
зачастую обе эти темы объединены в произведении. Поэтому ассоциации от вашего
рассказа возникают именно с Кингом.
Но. Тут есть огромное, огромное НО. Психопатии
у Кинга всегда социально обусловлены. Да, психопаты имеют отклонения, но
развились они под действием именно той среды, в которой психопат рос. А вопрос среды
очень зависит от менталитета. Мать Кэрри, религиозна до фанатизма, маньяк из «Игры
Джеральда» рос в семье психопатов и т.д. И Кинг создаёт психопатов не просто
так, дабы напугать читателя одним лишь психопатом. Кинг пугает читателя
обществом, вырастившим психопата. Психопат идёт как олицетворения пороков
целого слоя общества той или иной эпохи – и Кинг очень, очень бережно относится
к деталям этой эпохи. Например, перед написанием 11/22/63 он общался со
старожилами, стараясь передать дух времени. Его злодеи – не картонные пугала, они
– олицетворение. И они максимально достоверны.
Что мне не нравится в вашем рассказе? То, что
ваш психопат свою эпоху или общество ну никак не олицетворяет. Видите ли, аферы
со ставками на себя, подставными лицами, двойными играми – они куда больше
распространены на Западе. Нет, я не против Запада – просто менталитет у них
иной. Наши фронтовики до такого попросту не догадались бы. Не та среда, не то
общество. На крупные аферы решаются те, кто имеет в это уже какой-то опыт, и
Запад, те же США, дают в этом плане куда больше свободы, чем давал Советский
Союз. Да, и у нас хватало аферистов – но мелких, не способных на столь крупные
дела. Вон, Остапа Бендера вспомните – и это очень утрированный персонаж. Сам
советский строй, менталитет не развивали подобных способностей у граждан. Опять
же, это не ода хвалы советскому строю. Но представьте, что какой-нибудь
африканский зулус придумал аферу в стиле друзей Оушена. Маловероятно, не так
ли? К тому же, военному провести такую аферу куда труднее.
Кстати, тема военных, которые «у себя там»
творят разные непотребства, в принципе куда чаще используется у западных
авторов. В США, где всё население разбито, грубо говоря, на демократов и
республиканцев, половина населения (демократы) открыто критикует власти и
военных. И именно эта половина сочиняет истории про произвол среди подобных.
Тоже, кстати, частая тема у Кинга – «Сердца в Атлантиде», например.
2.«– Думаешь, втюрился в бабу, потрахались,
жизнь удалась? Мой друг с Лубянки нашёл твою даму сердца. – Отец сделал лицо,
будто его вот-вот стошнит. – Студентка, приехала учиться Москву. Что скажут
бедняки-родители, когда её отчислят?
Кузьма
вскочил с кровати.
–
Ты не посмеешь!»
Слишком…
штампованно звучит. Как в голливудском подростковом кино. Но американские
подростки – это одно, а в России и сейчас, без отцов-психопатов, мало кто будет
разъярённым родителям кричать в лицо «Ты не посмеешь!» А уж кричать это отцу,
который тебя ПЫТАЛ… Навряд ли Кузьма сохранил какие-то иллюзии по поводу
доброты и всепрощения папочки. Сдать его после того, как увидел убийство – это да,
в это веришь, потому что это действия далеко за гранью привычного. А побои за
дерзость у Кузьмы уже давно стали привычным делом, и потому непонятно, с чего
бы он так дерзил.
3.Не
нравится мне, как поменялась речь Кузьмы за годы. Да, это здорово, что вы
придали персонажам индивидуальности через речь, тут каждый говорит по-своему,
но… Вот как говорит Кузьма в молодости:
«–
Пап, почему у тебя сбиты костяшки пальцев?»
К
сожалению, примеров речи молодого Кузьмы мало – он в молодости вообще мало
разговаривал. Но по тем примерам, что есть, и по тому, что мы узнаём из
авторской речи, создаётся образ воспитанного молодого человека. Умеющего нормально
разговаривать. А вот как говорит Кузьма в старости:
«–
Мне всё равно. У таких как ты – беда на хвосте, безымянный».
«–
Что… Как ты это сделал, бес?»
«–
Бесовщина! – закричал Кузьма. – Нехристи!»
Во-первых,
его речь наполнена суеверными восклицаниями. Навряд ли такое появляется в людях
от знакомства с одним единственным экстрасенсом. Или вы думаете, что в старости
все, независимо от образования и воспитания, начинают божиться? Или думаете,
что все обнищавшие так разговаривают? Посмотрите на современных нищих
интеллигентов, в том числе и спившихся. Да, они алкоголики, но они чаще всего
сохраняют прежние привычки – говорить вежливо, быть мягкими, негрубыми,
извиняться. А у вас он словно в деревенской глуши всё детство провёл. Ведь то,
что он называет окружающих нехристями – это привычка с детства. Кто-то
привыкает материться, кто-то привыкает божиться. Кто к чему привыкает. Почему
детство? Потому что Кузьма восклицает это неосознанно, когда пугается, а в
таком состоянии срабатывают исключительно привычки, вбитые накрепко. Чаще всего
– с детства.
«Выпей сама, да закури. Уважь».
Во-вторых, это запанибратское отношение к
сброду. Повторюсь – интеллигенты своими в таких компаниях не становятся. Они
ищут себе в компанию таких же интеллигентов – или тех, кто хочет ими казаться.
В-третьих:
«– Вы уже играли с кем-то на желание?»
А потом:
«– Сколько ты играешь в шахматы?»
Почему то «Вы», то «Ты»?
4.«За столом в углу закопошились – какой-то тип
ударил другого пивной кружкой по лицу. «Наливайка» тут же пришла в движение.
Люди замахали руками, не разбирая своих и чужих».
Это, извините, слегка штамп. Так часто
изображают драки в фэнтезийных тавернах. Однако в жизни… Видели, как происходит
подобное в жизни? От дерущихся отходят. Иногда, если все пьяны, как сапожники,
и им море по колено – лезут разнимать. А так, чтобы все посетители вдруг начали
друг другу рожи чистить только потому, что в углу кто-то подрался – нет, не
верится.
5. «– Да не живу я, а существую». Подобные
народные мудрости, популярную до отвращения игру слов я не люблю. Но это,
конечно, чистая вкусовщина, можете не обращать внимания. Просто эти слова можно
услышать от кого угодно. Завершать главу (условно говоря) подобным высказыванием
не очень хорошо, потому что завершают обычно чем-то метким, сильным, внезапным…
или хотя бы оригинальным. Чтобы ошеломить читателя, а потом резко перейти к
другой сцене.
6.«– Значит, он создал что-то вроде пирамиды? Я
выиграю, пузырь лопнет, отец разбогатеет?»
А при чём тут принцип пирамиды? Какой пузырь? Обычно "пирамидами" и "пузырями" называют несколько иные вещи.
7. «–
Зачем он так, а? – спросила Земля. – Не понимаю»
Вообще, все эти демиурги среди нас напоминают,
конечно, «Мастера и Маргариту», ну или «Отягощённых злом…» Стругацких. Приём
неплохой, если им не злоупотреблять – но показывать Землю наивной глупышкой… Не
пойму, зачем? Земля, стало быть, ничего не понимает в людях? Персонификация
Земли разве не должна знать человечество с его возникновения? Разве не понимает
хотя бы общих принципов человеческого мышления? Вопросы Гостю она задаёт
довольно-таки наивные, если честно. Да, образ наивной рыженькой милашки
очарователен, но… Это же Земля! Земля!
«– Нечестно! – Каждый раз, проигрывая споры,
Земля огорчалась, как ребёнок. – Ты знал, что он загадает! Ну и глупость – ведь
его желания исключают друг друга!»
Слишком наивная. Слишком. Представить её
хотя бы взрослой, было бы куда лучше. Уж пусть она не всё понимает – но оставаться
маленькой девочкой при таком возрасте маловероятно.
А касательно интереса демиургов к человеческим
судьбам… Тоже частая тема. Почему-то многие авторы любят описывать такие вот пари. Выбирается случайный человек, ничем не примечательный, как представитель своего рода, и производится некий опыт. Мне этот ход тоже не очень-то по душе. Вспоминается «Разговор» Тургенева. Коротенькое стихотворение в прозе,
оно очень хорошо показывает, какое у Земли может быть (и должно быть) отношение к людям.
А ещё вспоминается, уж извините, автор, Джордж Карлин, и его грубые, но смешные высказывания по поводу уничтожения Земли людьми.
Повторюсь – рассказ написан профессионально
(отдельные опечатки не в счёт). На целый корпус опережает большинство рассказов
на конкурсе. Читать было интересно. Мои же замечания можете считать придиркой
внимательного читателя.
Джей Ракса
(Желязны)
Чарли
(Меланшон)
Автор, если вам плюнули в спину - радуйтесь, значит вы впереди:) Сдаётся многим уже от Желязны перепало... Но анонимность то - дело проходящее.
Замечательная цитата из "Сказ про то, как царь Петр арапа женил": Вы
думаете, что вы одели чужие личины
? Нет, вы их сняли.
Джей Ракса
(Желязны)
Wander
(Хайнлайн)
Юрий Киров
(Марс)
Александр Белкин
(Фобос)