Регата

Яхтинг будущего не так прекрасен, как может показаться.

По итогам конкурса рассказ вошел в состав сборника
О, спорт, ты — фантастика! Но, будь то финальная партия в го под падающими бомбами, предельное испытание силы воли или регата по Москве будущего — везде в центре внимания остается человек. Именно его силы и возможности, победы и поражения, способность сражаться и выходить победителем из самой безнадежной ситуации — в основе нового сборника.

ISBN: 978-5-4493-7010-5

Amazon Litres Ridero

Страница книги на Fantlab.ru


Не похож?

elgar
(Роман)

Хорошо написано. В начале интересно, потом как-то утомляет. Потом снова интересно. Атмосфера передана неплохо. Концовка какая-то... будто выдуманная на лету, но красивая. Вид спорта какой-то не совсем фантастичный. Откуда там ветры под куполом тоже не понятно. Также не совсем понял как купол сдерживает ледник или как там вообще?  Местами вообще не понятно, что происходит.
#1 / 01.07.2018 17:53:07

Не похож?

Джей Ракса
(Коготь)

Ой, а мне понравилось!
Автор, мои комплименты. И похвалу вам отсыпаю с удовольствием!
Так приятно, хотя, к сожалению, так редко случается видеть сейчас, как писатель не лениться описать что, как и каким образом устроено и работает в его мире и почему этот мир сложился таким каков он есть.
P.S.  А вот с ветрами под куполом действительно немножко не понятно...
#2 / 02.07.2018 16:50:21

Не похож?

Alex
(Сатисфакция)

Откуда ледники и почему купола? Апокалипсис на Земле?  И почему регата под куполом? Язык хорош и динамика произведения. Отличный сюжет.
#3 / 03.07.2018 14:07:39
То есть, один из главных героев и его бабушка знали, что купол прорвет и все жители города погибнут, но даже не попытались никого предупредить? И кто они после этого? 
#4 / 05.07.2018 02:59:49

Не похож?

Марина Шторм
(Булычев)

Написано хоть и хорошо, но скучновато..сюжет не захватил
#5 / 05.07.2018 09:03:05

Не похож?

Джей Ракса
(Коготь)

Ярослав, я не автор, но в качестве ответа на ваш вопрос процитирую стола одного знаменитого поэта и исполнителя:

Без умолку безумная девица
Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!"
Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев -
Во все века сжигали люди на кострах.

И в ночь, когда из чрева лошади на Трою
Спустилась смерть, как и положено, крылата,
Над избиваемой безумною толпою
Кто-то крикнул: "Это ведьма виновата!"

Времена меняются - люди нет! 


#6 / 05.07.2018 16:26:08 / обновлён: 05.07.2018 16:26:36

Не похож?

Юрий Киров
(Грегори)

Автор не стал заморачиваться с описанием героев. Просто подал их в лоб. Ну а почему нет??? Зачем что-то выдумывать?)))

До тех пор, пока не появляются купола - читать неинтересно. Благодаря относительно лёгкому слогу и тому, что мы всё-таки конкурс судим - я дошёл до этого места.

Далее мы понимаем что это всего-лишь тренировка. от того новая волна скуки. Грац автору за то, что так знает фальшборты и флагштоки, но смотрится это как самолюбование скорее (смотрите, мол, как я хорошо всё это знаю). И то что скучно читать тренировку, перегруженную морскими терминами - это не проблема тупого читателя, а проблема автора, который неумело подаёт всё это.

Когда появляются разговоры про купол и ледник - вспыхивает интерес. Однако он почти сразу гаснет. Образ "Авроры" как антагониста прописан слишком вскользь. И я не болею за "Акварель", которая с ней соревнуется, не сопереживаю конфликту, не волнуюсь за застрявшую "Аврору". А кстати в чём конфликт???? Какова ставка???  Победа в регате. Смутно читатель догадывается, что нет.... Что возможно дело в этих куполах и ледниках, но слишком смутно для того, чтобы это всё захватывало и было по-настоящему интересно.

Развязка конечно классная. Но я так и не понял... Вот сейчас уже не критика а вопрос: Что с другими городами? Почему потеряна связь, инфраструктура, как появились эти ледники?

Теперь о мелком.
Рассказ с первых строк производит впечатление сильной вещи. Поэтому встречающиеся в нём заусеницы смотрятся особенно плохо. Вот некоторые:
"Был он
молод, если не сказать юн" - был молод. А сейчас уже стар? Далее пресловутое "был" попадается. Его можно и нужно вычёркивать.

"ласкали
Кириллов взор" - там ранее говорится, что Кирилл смотрит. Зачем уточнять, что Кириллов взор.


"Кирилл
оторвался от созерцания, повернулся к другу.

     – Ты это всерьёз? – спросил он." - вот здесь можно просто двоеточие поставить после слова "другу" и убрать "спросил он".

"Они
проплыли наполненный физкультурниками Парк Горького," - наполненный физкультурниками. Парк всё-таки заполнен.

"Так и
жили сколько-то лет. А потом ужалось население, ни к чему стало поддерживать
такую махину. Построили купол чуть поменьше. Ещё пожили. Ещё подвымерли," - глеб внезапно начинает разговаривать как дед. К чему это?

etc

Вообщем история вроде бы имеет интересный задел, слог у автора хороший, но композиция абсолютно не продумана, много досадных мелочей.

#7 / 05.07.2018 19:59:35 / обновлён: 05.07.2018 21:02:53

Здравствуйте, автор. Впечатления от вашего рассказа остались смешанные. Мне понравилась идея мира, мне понравилась идея соревнований, мне понравилось, что эти соревнования проходили как раз в момент катастрофы. Многие эпизоды были описаны очень ярко. Я буквально представлял, как рушится купол, хотя этого прописано в деталях и не было. Неплохой сюжет.

Но в то же время, многое мне и не понравилось.

1.« И проект на будущее утвердили – купол по нынешнему Парковому кольцу. Как раз пора менять. На ладан дышит уже…»

Чуть ниже:

«А то, что там уже трещины вовсю ползут, что воздухозаборники и климатообразователи не справляются, а починить, отремонтировать некому, потому что все инженеры повывелись, а?»

Вот интересно – если инженеры повывелись, то какой такой проект утвердили власти? Какой новый купол они построят без инженеров, когда даже старый починить некому? Это, извините, сюжетная дыра. И эти взаимоисключающие утверждения – о том, что некому чинить старый купол, и о том, что утверждён новый – слишком близко друг от друга в тексте, чтобы их не заметить.

2.Очень, очень не понравился образ Глеба. Здесь многое нужно сказать. Начнём, как и надо, с самого начала.

«– Красота! – сказал Кирилл, улыбаясь.

Был он молод, если не сказать юн. Высок, широкоплеч, белокур и соткан из одних достоинств. Верный друг его, Глеб, выглядел не столь безупречно: росточка среднего, узкий в кости, тёмная шевелюра вечно растрёпана, нос с горбинкой. Насупленный, даже злой взгляд».

Сразу становится понятно, кто станет героем рассказа. Презрительно-насмешливое описание Кирилла, который «соткан из одних достоинств» звучит как завистническая сплетня неудачника. А по моде, укреплённой подростковыми романами, героем обязательно должен быть кто-то неказистый. Но это ещё не беда. Посмотрим на характер нашего героя:

«Глеб только хмыкнул в отношении киношных знаний друга о море»

«– А я думал, автома… – заикнулся Кирилл, но оборвался на взлёте, встретив насмешливый взгляд Глеба»

«Глеб смотрел на него со снисходительной улыбкой, покачивая головой»

Итак, это высокомерный засранец, который, сознавая своё превосходство в чём-то, незамедлительно – и даже демонстративно! – тычет им в лицо своим друзьям. Друзьям! Это как если бы спортивно сложенный Кирилл, демонстрируя всем свою силу, постоянно шпынял бы Глеба. Он это делает? Нет. Почему же Глеб себе позволяет показывать превосходство, да ещё в такой саркастической манере?

То есть, друг он так себе. Скажете, друзья не по этому оцениваются? Мол, дружеские подколки – это нормально? Вот если бы Кирилл постоянно его шпынял, а Глеб в ответ подтрунивал – это были бы два живых человека, с дружбой, похожей на настоящую. Не идеальную – но настоящую. Но нет, Кирилл тут не осмеливается ничего сделать. Он или благороден – и тогда он морально на голову выше Глеба, или обожает Глеба до умопомрачения, или же настолько забит в группе, что боится возражать. Но какой же он тогда капитан и лидер?

Скажете, в дружбе важны поступки, а не подколки? Какие поступки? Глеб, как в конце рассказа выясняется, знал, что купол треснет. Его даже бабушка с утра предупредила – и навряд ли он пропустил это мимо ушей, ведь они постоянно с бабушкой обсуждали эту проблему, да и родители ему вбили в голову накрепко значимость этой проблемы. А раз он максимально серьёзно к этой проблеме относился – он не пропустил бабушкины слова мимо ушей. То есть, он знал, что в этот день купол треснет. Ладно, допустим, про конкретный день он не понял – но знал, что скоро, не через год или месяц, а со дня на день. И что же, он попытался предупредить друзей? Чтобы те спасли своих родителей, хотя бы? Нет, я понимаю, что друзья ему могли и не поверить – но он хотя бы мог попытаться. Герой, который пытается, но у него ничего не выходит – это герой. А «герой», который знает, что люди погибнут, и всё же во главу угла ставит свою победу – как это не раз подчёркивалось в рассказе, победу, столь значимую для него одного – это ублюдок. Подумайте сами: выйди он перед толпами, предупреди он их – да, над ним бы посмеялись, но, когда началась бы катастрофа, люди вспомнили бы его слова, и быстрее сориентировались бы, что нужно делать. Его попытка спасла бы много жизней. В конце концов, всегда есть люди, которые легко верят паникёрам. И они были бы живы – если бы Глеб не забил на них ради победы. Какой милый мальчик.

По словам и поступкам ни хорошего друга, ни хорошего человека из него не получается. Закомплексованный засранец, который хочет всему миру доказать, что, хоть он и не так красив и спортивен, как Кирилл, а всё же может быть лучше него. И потому щеголяет интеллектом, упрекает Кирилла в нелюбознательности и периодически берёт на себя роль капитана. Всё сделает, лишь бы показать свою значимость – и плевать, какой ценой, пусть даже ценой чужих жизней.

Сочувствия такой человек не вызывает.

3.Кирилл и Майка – вообще персонажи картонные. Глеб какой бы паскудой он ни был, живой. А что могут его друзья? Кроме как признавать интеллектуальное превосходство Глеба? Кроме как подчёркивать свою некомпетентность в любом вопросе?

«– Здорово, дед! – крикнул Глеб, заходя в покосившуюся будку возле плотины…» Этот эпизод хорошо показывает, что Глеб не просто отличный стратег, знаток истории, географии, физики и т.д., но ещё и прекрасно умеет забалтывать людей. Он умеет всё, как герой из компьютерной игры, взломанной, чтобы прокачать персонажу все навыки. Вот, Глебу и харизму с красноречием подняли.

 «– Может, чёрт с ними? Отвернём в куче? – Начал раздражаться на вынужденный тихий ход Кирилл.

– Спокойно, кэп, спокойно, – ответил ему Глеб. – Держим на паузе». Этот эпизод демонстрирует железную выдержку Глеба. Он не просто стратег, физик, географ, историк, оратор, он ещё и прирождённый лидер!

«Кирилл подчинился спокойствию друга и стал раздавать команды на выборку парусов» - то же самое.

«Ещё отец с матерью эту теорию выстроили. Стучались на самый верх, всегда их там вежливо выслушивали и… ничего не делали. Я тоже совался, надо мной смеялись» - стратег, физик, географ, историк, оратор, плюс общественный деятель. Никто другой, только он пытался спасти город.

Я это к чему. Если бы Глеб не был уникален во всём – например, если бы при всём своём уме он паниковал, не умел общаться с людьми – то он был бы живее. Забалтывать людей мог бы Кирилл – или Майка, она же девушка! А смелым и решительным уж точно не должен быть Глеб. Почему бы не сделать таковым и без того обделённого достоинствами Кирилла? А Майка – она вообще в рассказе зачем? Кирилл и Майка – нужны непонятно зачем. Разве что оттенять главного героя.

Есть такой образ – Мэри Сью (или Марти Сью, если речь идёт о мужчине). Пояснить, кто такой марти Сью, лучше меня может Википедия. Вот цитата оттуда:
«
Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (Marty Stu, для героев мужского пола) — персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включения» самого себя в произведение и осуществление собственных желаний за его счёт[1]. Создание таких персонажей считается дурным тоном. Появляются они чаще всего в фанфиках и в настольных ролевых играх»

Глеб – это классический Марти Сью. Он всё умеет, справляется с любой задачей, а остальные персонажи нужны лишь чтобы подчёркивать – и воспевать – его достоинства. И это, как было сказано выше – дурной тон.

Персонаж должен быть и слаб в чём-то. Да, Глеб внешне неказист – но в остальном это Супермен. Распределить бы его способности не всех героев – и все трое ожили бы. Майка, к примеру, рассказывала бы про купол, про природу, а также забалтывала бы Григорича – с которым ребята могли бы быть и не знакомы. Было бы неплохо, если бы Глеб паниковал, раздражался, ругался – но друзья его терпели. Кирилл бы всегда оставался хладнокровным и в критические моменты был бы незаменим. Или Майка. Да, я описываю довольно стандартных персонажей – но я не ставлю себе сейчас задачи создать вам персонажей, я просто говорю, что даже такими стандартными, они были бы живее. А у вас – Глеб и две картонки.

4.«– Вот именно! Чуть что, сразу сдрейфили? Думали, ваш уют налажен и вечен? А чуть вот треснуло, всё, лапки кверху! Слабо дело закончить? Может, уже всё, в этой жизни и не осталось больше ничего! Оглянитесь! Такой шанс… – Глеб орал. – Пусть катастрофа! Пусть всё летит к чертям! Но задачу надо выполнить! – Он сам не заметил, что гребёт сильно и мощно. И совсем не по направлению к берегу» - здесь вообще интересная подмена понятий идёт. Своё личное, эгоистическое желание выиграть Глеб выставляет как некое достоинство, этакую стойкость. Как у военных, да? Погибнуть, но задачу выполнить. Звучит очень похоже, но по факту это совсем не то же самое. Военные погибают, выполняя задачу – не для себя, для других. Чтобы другие жили. Сейчас или потом, отсрочено, по результатам войны. А Глеб никого защитить не пытается. Он просто хочет доказать всем, что он может победить – и поскорее, пока ещё есть кому доказывать! Ведь дальше – катастрофа, люди погибнут, некому будет показать, что он такой хороший! Как он сам говорит, у него в жизни и не осталось больше ничего – и ради этого он готов погубить хоть друзей, хоть всю Москву. Лишь бы доказать себе что-то в этой никому уже не нужной игре.

Знаете, я было подумал, что создать образ Глеба отрицательным – намеренный ход, и вы именно хотите вызвать подобный эмоциональный отклик у читателя… Но потом решил, что нет. Ведь тогда другие персонажи проявляли бы себя лучше, и Глеба было бы с кем сравнивать. И ироничного отношения автора к другим персонажам не было бы. Получается, Глеб был задуман как положительный персонаж – а поступает отвратительно. А остальные персонажи не были задуманы никак.

По поводу фантастических элементов, темпа повествования уже было сказано выше, и сказано хорошо, не буду ничего добавлять. Простите, автор, что я пишу, быть может, резко – но я пытаюсь донести, как я вижу ваш рассказ. Может быть, и не один только я, кто знает? Я не хочу вас обидеть или показать, что ваш текст однозначно плох. Я искренне считаю, что рассказ мог бы стать блестящим, если поработать над персонажами, добавить подробностей фантастическому элементу, поработать над темпом, сгладить неровности. Очень надеюсь, что вы не оставите рассказ в этом виде – хотя, это уже ваше дело.

#8 / 06.07.2018 14:23:46 / обновлён: 06.07.2018 14:23:55

Не похож?

Роланд
(Бартоломео)

Очень много ненужных географических подробностей и названий, которые сначала, конечно, оживляют картину - но потом крайне утомляют. Не все живут в Москве. И далеко не все способны понять, есть какое-то отличие или нет между реальной Москвой и тем, что описано - не сверяясь с картой. А с картой свериться хочется, чтобы понять, о чём хотя бы идет речь.
Начало чем-то напоминает "Трудно быть богом" по настроению, молодые ребята, интересный план, азарт... Да и сама идея - показать постапокалиптичный мир через путешествие - очень даже хороша. И рассказ в целом держит в напряжении - справиться, достигнуть цели ,несмотря ни на что.
Первый действительно понравившийся рассказ. Самый  существенный минус - фантастический элемент тут лишний. Не пришей кобыле хвост. Та же регата по ледниковым рекам при сошедшем селе выглядела бы точно так же. Так что - я прочёл это просто как приключенческий рассказ.
Не фантастика.
#9 / 09.07.2018 20:21:47 / обновлён: 10.07.2018 16:56:20

Не похож?

Чарли
(Афанасий)

Я не поклонница подробных описаний внешности в коротких рассказах, это, конечно, личная вкусовщина. Но вот такие моменты неудачны стилистически:
"светлая девчонка" -  "светлоглазая";
"белой майке" - "– Майка!" (вопрос: с кем поздоровался Кирилл, в общем, кажется, комика не намеренная).

"куда ты плыть"
"голубенькие штормовки" - серьёзно? непрактичность граничащая с опасностью.

"Аврора", два года назад заняла второе место, а в прошлом лажанули." Проблема со спряжением.

Таких моментов, увы много. Характеры не убедили, диалоги картонные...
Читать было тяжело и не интересно. Похвалить могу разве что саму идею. Над исполнением предстоит работать.

#10 / 10.07.2018 11:13:43

Не похож?

Apologet
(Призрак)

"Тимур Глеб и его команда регата"
Неплохая стилизация. Эх, не дожил советский кинематограф до освоения такого замечательного сценария. В "Артеке" аншлаги бы собирал кинофильм. Концовке, конечно, доверять нельзя. Картонная вышла. А вот в целом очень хорошо.
#11 / 10.07.2018 19:13:26
Я бы немного подсократила маршрут, он очень подробно описывается, и мне, как не москвичке, было непонятно и, соответственно, не очень интересно читать подробно и в деталях, где и как они проходили. Я понимаю, что хотелось показать масштаб постапа, но можно это было сделать более общими словами, без огромного количества названий.
Сама регата, катастрофа, кульминация и развязка очень впечатлили. Я прямо видела эти огромные волны, отлично передано, страшно.
Из непоняток: а зачем родители Глеба приехали из процветающей Казани в загнивающую Москву? Неужели в Москве все настолько отупели, что не поняли, что и ледника уже нет, и купол трещит?
В остальном, хорошо. Герои прописаны замечательно, мотивация каждого понятна и раскрывается по ходу рассказа в полной мере. Досадные мелочи легко устраняются, так что я верю в автора.
А, и ещё: если рассказ войдёт в сборник, хорошо бы поработать над реакцией Кирилла и Майи на потерю близких, мне показалось, она несколько скомкана. Удачи!
#12 / 10.07.2018 23:21:42 / обновлён: 10.07.2018 23:22:42

Не похож?

Нэт
(Иванко)

Рассказ показался скучноватым, распадающимся на две отдельные линии: соревнования в одну сторону, апокалипсис и проблемы города - в другую, вместе они складываются как-то плохо, не хватает их взаимного слияния в одно целое. Того, что разрушение начинается в момент гонки, не достаточно. Из персонажей впечатление производит только Глеб, он точно удался, а вот сам текст не оставляет после себя ярких впечатлений. Концепция мира  обещает быть очень и очень интересной, но ее,  увы, мало.
#13 / 11.07.2018 09:32:25
Очень реалистичный рассказ. Благодаря техническим описаниям и описаниям постапокалиптической Москвы в него веришь. Вначале как-то трудновато шло, но потом втянулся. Насчёт замечаний первых комментаторов про ветры - там же где-то в тексте было сказано, что их делают климатические установки. Другое дело - почему они делают такие сильные ветры, разве что специально для регаты... Тема других городов не раскрыта, не ясно, как Глеб попал в Москву, почему если среди жителей жили выходцы из другого города никто о них не знал и т.д.
#14 / 11.07.2018 10:50:57

Не похож?

Кицунэ
(Вахтанг)

Хороший рассказик , в добрых традициях старой советской фантастики.  Юные храбрые комсомольцы, спорт, будущее... Приятная такая ностальгия...
#15 / 11.07.2018 15:34:29

Не похож?

Wander
(Луис)

>Пётр
О_о Ничего себе разборчик. Да это не Пётр! Это прямо Виссарион! Который Григорьевич :) Я бы не относился так строго к герою. Никакой это не Марти Сью, это нормальный сильный, опытный, оттого неприкрыто любующийся собой человек, вполне реалистично выписанный. У меня больше вопросов к Майке, которая свой в доску парень и вообще отличный товарищ, не вызывающий, похоже, у двух молодых людей никакого душевного влечения, в таком возрасте, вообще говоря, неизбежного. Но это, полагаю, издержки стилизации. Все мы тут АБС читали, все понимаем, откуда такие Майки появляются ;)
Если говорить о впечатлениях, то мне, питерцу, тяжеловато было читать про все эти московские водные просторы - не представляю, что куда впадает, и кто чей приток. Думаю, рассказ лучше "выстрелит" среди москвичей. Причём, среди тех, кто занимается водным спортом.
Не слишком верится вот в это:
>Стучались на самый верх, всегда их там вежливо выслушивали и… ничего не делали. Я тоже совался, надо мной смеялись.
Если не считать эпизода с Наполеоном, Москву спасали всегда. И будут спасать. Это не просто крупнейший город России, это - символ её целостности и самоидентичности. Ледник, не ледник - будут держаться до последнего, любые средства изыщут, но руки не опустят. Такое наплевательское отношение к будущему столицы - маловероятно, это уже какая-то совсем альтернативная реальность.
И, честно говоря, совсем непонятно, что же произошло в финале. Купол рухнул под тяжестью ледника? Тогда почему героев не задавило ледником и осколками купола? И откуда "огромная волна, которая катила прямо через город"? Над куполом скопилась растаявшая вода? Выходит, её там было реально много, несколько десятков метров. Получается, Москва в рассказе находится, фактически, на дне моря. Рисуется очень странная картина: на дне ледяного моря стоит огромный купол, под которым как ни в чем не бывало текут реки. Может, автор прояснит все-таки ситуацию? Так-то рассказ неплохой, баллов я бы отсыпал.
#16 / 12.07.2018 10:03:46 / обновлён: 12.07.2018 10:07:22
Отсыпайте)
Есть вполне устоявшиеся теории про катастрофические прорывы на границах ледников, во время последнего оледенения. И есть предрекания повторения ледникового периода.
#17 / 12.07.2018 10:19:58
Хотел высказаться, но господа и дамы уже все сказали. Присоединюсь к минусам, пожалуй ко всем перечисленным. О плюсах - идея неплоха, в начале интересно, а потом....
Ну хоть убейте, мне тяжеловато воспринимать рассказы, поданные в жанре диалог-диалог. Да, были не только диалоги конечно, но всё-таки. И если первые страницы читал с удовольствием, то потом становилось как-то не то, чтобы скучновато, но тяжело. Не обижайтесь, автор. Кой каких баллов дал. 
#18 / 14.07.2018 02:47:41
html
Наверх