Гандикап Щипача

Чтобы спасти свою жизнь, ему нужно сделать то, чего никто не делал очень давно - обыграть робота в шахматы.

По итогам конкурса рассказ вошел в состав сборника
О, спорт, ты — фантастика! Но, будь то финальная партия в го под падающими бомбами, предельное испытание силы воли или регата по Москве будущего — везде в центре внимания остается человек. Именно его силы и возможности, победы и поражения, способность сражаться и выходить победителем из самой безнадежной ситуации — в основе нового сборника.

ISBN: 978-5-4493-7010-5

Amazon Litres Ridero

Страница книги на Fantlab.ru


Не похож?

elgar
(Оруэлл)

Интересный рассказ. Написано гладко. Атмосфера и эмоции переданы на отлично. Сюжет интригует, персонажи раскрыты в той мере, в которой нужно. Проблематика понравилась.

P.S. Спасибо, что напомнили про книгу "Путешествие в шахматное королевство" (которая Авербаха и Бейлина). Вспомнил детство
#1 / 01.07.2018 12:55:50 / обновлён: 01.07.2018 13:57:14
Оруэлл, спасибо) Книгу Авербаха я обязан был упомянуть - маст рид, хоть и детская)
#2 / 01.07.2018 16:26:36

Не похож?

Alex
(Сирена)

Неужели разработчики СК не допускали никакой погрешности в программе? Мысль отличная - победа над ИИ, но утопичная. Невиновный юрист выкрутился, а если бы был невиновный слесарь?
#3 / 02.07.2018 12:43:31

Не похож?

Джей Ракса
(Энтони)

Дорогой автор, ваш рассказ у меня вызывает двойственные чувства.
Идея до крайности импонирует - сама питаю слабость потроллить цифровые технологии.
Но вот воплощение, простите, напоминает отечественный автопром - "после сборки обработать напильником"

Откровенно диссонируют "вводные". 

С одной стороны общество принимает электронных судей - их приговор неоспорим, ввиду непогрешимости.
Но с другой, в том же обществе считается смешной попытка оттянуть неотвратимую смерть хотя бы на три дня. 
Человеческая психология такова, что описываемом вами обществе, явление вроде Ческиллера будет восприниматься примерно как гравитация. Такое вот явление "природы", с которым сделать ничего нельзя, но три денька оно дает!

2027 год? 
Если мне не изменяет память, Каспаров с компьютером работающем на тех же принципах играл еще в прошлом веке, в 1996 году...

И темп.
Не, темп это безусловно хорошо и очень правильно. Если играет человек с человеком.
Но цифровые жестянки "считают" намного быстрее. И скорость чистой переборки вариантов не сравниться никогда.

Хотя все равно, "дети двоичного кода" тупиковая ветвь развития, что бы там не пропагандировали производители разного рода гаджетов!
#4 / 02.07.2018 14:45:42 / обновлён: 02.07.2018 14:47:42
Сирена, наверняка допускали, но в рассказе фигурирует уже протестированная на многих игроках версия, "вроде бы" без ошибок. Слесарь бы не выкрутился, но с другой стороны, его бы и не подставили так профессионально, смысла нет) И рад, что задумка вам понравилась)

Энтони, спасибо за замечания. Три дня отсрочки, ценой заведомо проигрышной игры - да, вроде бы соблазнительно, но с другой стороны - проигрыш видит весь мир, весь мир тебя обсуждает, надеется, потом дружно разочаровывается - "ещё один самоуверенный такой-то")) Выходит смерть на потехе публике какая-то. Иногда самолюбие превыше каких-то трёх дней. Но надежда есть и в любой ситуации найдутся люди, которые будут пробовать, не спорю)
В 2027 действует просто более совершенна версия этих принципов, всё-таки, вроде бы, до сих пор никто не смог просчитать чисто всех возможных шахматных ходов. Ну а темп в любом случае нужен, чтобы подтянуть технику, с кем бы ни играл)
#5 / 02.07.2018 16:12:11

Не похож?

Джей Ракса
(Энтони)

Автор, без обид, но вы, кажется, только что отменили гладиаторов с концепцией - "На миру и смерть красна!"
#6 / 02.07.2018 17:11:40
У гладиаторов был шанс выиграть и получить свободу, пусть и мизерный)
#7 / 02.07.2018 18:00:40

Не похож?

Марина Шторм
(Афанасий)

Очень понравилось. Выполнено отменно, сюжет  захватывает и держит до конца.Для меня в этой группе пока лидер
#8 / 02.07.2018 23:09:14
Афанасий, спасибо, приятно)
#9 / 03.07.2018 15:16:06

Очень приятный рассказ. Интересный сюжет, неплохая подача. Очень интригует развязка – а это здорово, страсть как здорово! Рассказ не бросишь недочитанным. Более того, до самой равязки шестерёнки в голове всё крутятся, всё думаешь – как? Как из этой ситуации можно выкрутиться? И ответ на этот вопрос автор даёт не притянутый за уши, а вполне логичный. Да, есть допущения, с которыми нужно смириться, но допущения есть и у великих, именитых авторов. Так что к этому придираться уж точно не стоит.

            Тем не менее, плюсы плюсами, а есть и то, что в рассказе не понравилось. Автор, не обидитесь, если я перечислю вам сугубо свои замечания? Повторяюсь – они мои, личные. Отвечать в комментариях мне не нужно по одной простой причине – ответы должны быть в тексте произведения, а не в комментариях и не в интервью. Произведение должно быть целостным. Так что я расскажу, что мне не понравилось, а уж что вы с этой информацией будете делать – решайте сами.

1.«Закон допускал лишь одну партию в день, поэтому пришлось ввести особое правило: все, кто не успел сыграть с компьютером в течение трёх суток после использования поправки, подлежали казни в установленном предыдущим решением суда порядке» - где связь? Слово «поэтому» подразумевает причинно-следственную связь. Связь между тем, что можно сыграть лишь одну партию в день и тем, что, если не успел сыграть за три дня, тебя лишали жизни, я не увидел. Это вроде бы как: пенсионный возраст увеличили до 65, поэтому помидоры подорожали. Может, я и не прав, но в тексте объяснения такой логике нет.

2.Что за иглок? То с разбегу прочитаешь «иголка», то, в зависимости от контекста, «игрока», а потом возвращаешься и перечитываешь. Если это название, то напишите его с большой буквы, поместите в кавычки. Если не название, а просто вид оружия – нельзя ли придумать название поблагозвучнее? Или автор намеренно использовал слово, на котором читатель будет спотыкаться?

3.«Тренер сделал шаг вперёд, Игорь поднял на него голову» - лучше будет «поднял взгляд», или хотя бы «поднял глаза».

4.«Не такого он ожидал от «ботана-шахматиста»; «Один из знакомых Щипача, мотавший тогда срок на зоне…». Всё это, хоть и авторская речь, не очень хорошо соотносится с образом успешного адвоката. Лексикон в таком кругу другой. Точно другой. Да, я помню, что это не прямая, а авторская речь – но эта речь должна быть либо нейтральной, либо соответствовать характеру персонажа, либо нарочито противопоставляться характеру. Но последнее – в основном в юмористических целях. Например, ели зек с характерным лексиконом описывает жизнь профессора литературы. Это будет смешно. А здесь это неуместно.

5.«Щипач сдвинул пешку с е2 на е4. Где-то он слышал, что такой ход является стандартным и большого вреда не принесёт. Чесскиллер ответил: е7-е5. Игорь почувствовал, что краснеет. Его отточенный, закалённый годами битв в суде мозг опустел. А охранник как назло оказался человеком! Избегая смотреть на него, Щипач дрожащей рукой поставил открывшегося ферзя на h5. Кажется, это была часть ребяческого (или детского?) мата. Та часть, которую он помнил. Механические пальцы изящно обхватили пешку на g7 и переставили её на g6. Рука двигалась тихо, слышен был только стук фигуры о доску. Кажется, моего ферзя хотят забрать, подумал Щипач и… вернул королеву назад, на d1». Не самый динамичный поединок. Лично я открыл в Яндекс-Картинках шахматную доску и стал уже визуально воспроизводить бой. Не все могут с ходу понять, кто и куда сходил. Почему бы не написать, что робот сдвинул пешку, и неприкрытый ферзь ГГ оказался под ударом прикрытого ферзя противника?

6.«Тура» - прошу прощения, но я раньше никогда не слышал о таком названии ладьи. Навряд ли я один такой.

7.«Можно было играть дальше, но какой смысл, если никогда не стать лучшим?» Прошу прощения, но смысл игры лишь отчасти в победе. Шахматы – не бои насмерть. Победа, конечно, значима, но куда большее значение имеет процесс – то, что ваш тренер описывает словами «творчество, феерия, ярчайшие озарения». Именно ради этого играют. И с этой точки зрения странно, что изобретение машины «убило» шахматы. Чем эта машина мешает получать удовольствие от игры простым людям? Или каждый игрок на планете ставит для себя целью стать абсолютным победителем? Конечно, нет. Поэтому мотивация тренера, его «страдания» непонятны. Есть машина и есть – вокруг миллионы людей, которые хотят играть, которые нуждаются в таких людях, как этот тренер.

8.« И интерес действительно вспыхнул. Чего уж там, взорвался ядерной бомбой». Интерес не может «взорваться» - события могут произвести «эффект разорвавшейся бомбы».

По большей части, это вопросы по содержанию. Ещё раз – мне ответы не нужны, ответы должны быть заложены в текст.

Не понравился «бог из машины» в конце. …И тут криминальные авторитеты так впечатлились и подобрели, что прислали запись! И все зажили дружно и счастливо! Понимаете, автор, одним из главных достоинств вашего рассказа является как раз то, что герой выворачивается из неразрешаемой проблемы не благодаря чуду, а благодаря своему уму и профессиональным навыкам. Так пишут профессионалы. Вон Кинг, например – у него постоянно герои попадают в трудные, чудовищные ситуации. И что же, они легко из них выходят? Чёрта с два. Они чуть ли не наизнанку выворачиваются, чтобы выжить. И поэтому им веришь – понимаешь, что, случись такое в реальности, было бы именно так. Герою из «Мизери» приходится спасаться из плена со сломанными ногами, без оружия или помощников, героине из «Игры Джеральда» нужно разрезать себе руку, чтобы выбраться из наручников, герою из «Побега из Шоушенка»… Вы поняли. Им никто – никто! – не помогает. Почему популярна стала и «Игра Престолов» - нет никаких роялей в кустах, нет бога из машины, только поступки и их последствия, только несправедливость и то, то человеческая воля может ей противопоставить. То же было и у вас – до того момента, пока не появилась «анонимная посылка». В этот момент перестаёшь верить в рассказ, потому что начинается сказка. В реальной жизни он бы остался в тюрьме – но был бы счастлив, как и его семья. И надеялся бы на лучшее, в то время как по ту сторону решётки продолжали бы работать над его освобождением. Но вот эта вот анонимная посылка – извините, портит всё. Сразу оговорюсь - когда говорю "в реальной жизни", имею ввиду то ,что ваш рассказ впечатляет реализмом. Не нужно оправдывать примитивные сюжетные ходы словами "Это же фантастика!"

Есть множественные замечания к стилистике. Предложения можно писать проще, читабельнее. Можете отмахнуться от этих слов, но я бы советовал прочитать рассказ вслух – чётче видны все неровности. Также есть множественные проблемы с пунктуацией - советую внимательно вычитать текст.

Всё это я написал, чтобы вы улучшили рассказ. Как я бы его улучшил, будь он моим произведением. Я не хочу вас обижать, не хочу казаться высокомерным или смеяться – это искреннее мнение человека, который действительно считает ваш рассказ хорошим.

А уж прислушиваться к моим словам или нет – дело ваше. Желаю вам удачи на конкурсе!

#10 / 04.07.2018 15:26:22 / обновлён: 04.07.2018 15:49:56
Айзек, я ни в коем случае не обижаюсь, на такой развёрнутый и обоснованный отзыв обидеться просто невозможно. Не со всеми замечаниями соглашусь, но большинство действительно заставили задуматься. Спасибо за комментарий!
#11 / 04.07.2018 17:10:58

Не похож?

Андрей Миллер
(Зойдберг)

Айзек, вы бы и другие рассказы группы так разобрали! А то комментариев на конкурсе до обидного мало.
#12 / 04.07.2018 17:16:32
Идея рассказа, безусловно, прекрасная - так им, этим ящикам с микросхемами, никогда они не будут лучше нас, людей! Но в исполнении есть недостатки. Совершенно непонятно, почему из-за появления Чесскиллера все шахматисты бросили играть и разочаровались в жизни. Здесь уже упомянули игру Каспарова с компьютером - мы _уже_ знаем, что человек не может обыграть машину в шахматы, но эта игра продолжает существовать, турниры и чемпионаты по-прежнему идут, потому что никакой компьютер не может помешать человеку играть с человеком и выяснять, кто из них круче. Точно так же, как после изобретения автомобилей не прекратились соревнования по бегу, хотя обогнать автомобиль человек тоже не может. Дальше - я не настолько хорошо играю в шахматы, чтобы говорить об этом с полной уверенностью, но, по-моему, на каждый идеальный ход, который может просчитать компьютер, существует свой идеальный ход второго игрока, и у человека, в принципе, есть шанс сделать именно этот ход. А партия, состоящая только из идеальных ходов, если не ошибаюсь, заканчивается в ничью (если тут есть профессиональные шахматисты, пусть они меня поправят!). То есть, у очень хорошего шахматиста, если ему еще и повезет, должен быть небольшой шанс сыграть в ничью с Чесскиллером. Ему могут помешать в этом только усталость и стресс, из-за которых он сделает не самый лучший ход. Что, конечно, более чем вероятно в такой ситуации, но все-таки шанс есть. Наконец, финал рассказа с оправданием главгера, выглядит "богом из машины" - а это совсем не верный ход в игре под названием "литература" ;-).Но в целом рассказ хорош, и ради идеи о том, что мы умнее, хитрее и вообще совершеннее, чем эти железяки, ему можно простить все недостатки!
#13 / 05.07.2018 02:57:35
Зомбий, спасибо за комментарий) Возможно, в рассказе я немного утрировал, но мне не кажется такой расклад вовсе нелогичным. Уже сейчас многие шахматисты-профессионалы жалуются, что в дебюте, например, все ходы просчитаны и даже новичок с отличным знанием дебюта может в теории добиться значительного преимущества. Поэтому  есть всякие нетрадиционные шахматы, типа фишеровских, которые сложнее просчитать (на данном этапе развития науки), и, кстати, сам Фишер ратовал больше за них, чем за классику. То, что вы сказали про партию из идеальных ходов, которая заканчивается в ничью - называется "ничейной смертью", и ей уже "подверглись", например, крестики-нолики, но шахматы - игра сложная, человеку просто не под силу просчитать миллиарды ходов, а гипотетическому компьютеру - вполне возможно, поэтому он и выигрывает у людей, но не в 100% случаев, даже сегодня человек ещё может обыграть его, есть прецеденты. Но как-только компьютер станет "непобедимым" (а он станет, я уверен, если только человеческое мышление не выйдет на новый уровень), и все ходы будут просчитаны, мне кажется, что шахматы если и не перестанут быть официальным видом спорта, то будут заменены на более трудно просчитываемый. Интеллект, это всё-таки не бег, вотчина человека, и если компьютер лучше в этой вотчине, то становится просто стыдно. Но продолжать в шахматы играть, естественно, будут, пусть и не с таким размахом. Это чисто мои предположения, извиняюсь за многословие))) Сам я тоже не профессиональный шахматист, поэтому тоже могу ошибаться.
Насчёт финала - я даже не думал, что будет так восприниматься, есть над чем поразмыслить. Ещё раз спасибо!
#14 / 05.07.2018 16:17:59
Отличный рассказ))
#15 / 06.07.2018 22:10:35
Благодарю, Эльф)
#16 / 07.07.2018 14:31:59

Не похож?

Пламя
(Фредерик)

В целом рассказ понравился, интересно было узнать, как герой выпутается. Конечно, если искать минусы, то и здесь их можно найти  немало - и в рояльной концовке, и сомнительном обосновании шестнадцатой поправки, и в затянутых описаниях шахматных ходов. Но, главное, автору, на мой взгляд, удалось  донести свою идею до читателей и вызвать интерес.
#17 / 09.07.2018 17:17:33
Фредерик, спасибо за отзыв. Над концовкой задумываюсь  всё крепче и крепче) 
#18 / 09.07.2018 17:49:33

Не похож?

Чарли
(Макрон)

Начало напомнило один давно прочитанный рассказ "Последняя инстанция". Там тоже адвокат перехитрил суд роботов, но гораздо убедительней, чем здесь.

Читать дальше заставила тема шахмат и стиль написания - снимаю шляпу, текст "проглотила".

Рассказ становится предсказуемым начиная с ситуации с перепутанными местами короля и королевы. И не удивляет. Это плохо.

Ещё хуже - я в это не верю. Не верю в такую нелепую ошибку при программировании. Не верю, что подсудимому самому давали расставлять фигуры, а если разрешали, то ошибка программы должна была быть обнаружена еще раньше - ведь не раз говорилось, что зачастую игроки были неопытными да и нервы: тут перепутать порядок при расстановке легко. Не верю, что играют фигурами - дали бы электронный планшет. А в таких шахматах просто невозможно сделать неверный ход.
Ну и не верю, что в робота не вложили всю базу информации о шахматах, тот же гандикап.

О других неубедительных фактах писали выше, не стану повторяться.

В общем: плюс вам за интересную вселенную рассказа и хороший слог. Большой минус развязке a la ex machina...


#19 / 10.07.2018 09:49:55

Не похож?

Apologet
(Летаргия)

Йо-хо-хо, вот это супер! Я и попереживать успел, и взоржать от восторга, и возрадоваться, и удивиться! Это первый рассказ на конкурсе, который вызвал у меня такую бурю эмоций. Про всякие огрехи выше рассказали, но они не отменяют суперовости этого рассказа. Спасибо, автор!

О, прочитал тут простыню Айзека - больше половины можно вычеркнуть. "Протест отклонен", так сказать.
#20 / 10.07.2018 12:30:33 / обновлён: 10.07.2018 12:34:36
Летаргия, спасибо за такой комментарий, очень приятно) Но Айзек всё-таки очень много по делу сказал, и я ему благодарен. 
Макрон, я рад, что вам было интересно) И я очень удивлён, что вы упомянули тот мало кому известный - но потрясающий -  рассказ, ведь именно он меня вдохновил. По-поводу ошибок при программировании - разное бывает, есть шахматные программы с гандикапами, есть - без. Игрок в рассказе расставлял фигуры, потому что смахнул их со стола, возможно, раньше такого не случалось, или подбирали их уже охранники, знакомые с расстановкой. Опять же, разное бывает) Ну и "материальные" шахматы - дань традиции, ведь даже современные турниры можно играть на планшете, но используют доски.
Но слишком оправдываться не буду - благодаря комментаторам было обнаружено много ляпов, которые по мере сил попробую исправить. Ещё раз спасибо.
#21 / 10.07.2018 15:26:37

Не похож?

Чарли
(Макрон)

Автор, вы знаете этот рассказ? Вот это да:D тогда поделюсь, что в написании своей работы черпнула инспирацию из другого рассказа, но из того же сборника (я лично с обоими познакомилась в "Вирус бессмертия").
#22 / 10.07.2018 16:07:27
Та же история. "Вирус..." - мощнейший сборник, забавное совпадение, что он нам обоим дал толчок для написания на этот конкурс) Теперь буду искать вас в рассказах финала))
#23 / 10.07.2018 17:30:28

Не похож?

Кицунэ
(Леший)

Написано гладко, тут ничего не скажу.
И если бы сейчас были 80-е, я бы поставила Вашему рассказу высокий балл!
Но на дворе не 80-е. Программа сломалась ? Да Вы шутите. Все-таки, читая произведение на какую-то тему, хочется, чтобы автор был аккуратней. Тяжело читать рассказ об операции на гландах через разрез в пятке, каким бы трогательным языком не описывался процесс, и каким бы милым не изображался персонаж. 
#24 / 11.07.2018 15:20:40
Спасибо за отзыв! Так программа не сломалась, там просто недоработки. А даже если и так... Мне почему-то пришёл в голову фильм "Матрица". Там тоже программа сломалась - и агент Смит создал кучу своих копий - а на дворе не восьмидесятые были))
#25 / 11.07.2018 18:22:33

Не похож?

Кицунэ
(Леший)

Ваша программа вообще-то сломалась не из-за агента Смита, а из-за отсутствия фигуры на доске 8 на 8. Но уже сейчас есть тысячи приложений для игры в шахматы, и большинство из них поддерживают гандикапы, способны разыгрывать ситуации, даже подбирать ходы реальных людей в похожих ситуациях. Более того, они способны даже варьировать качество этого хода, в зависимости от уровня сложности, который Вы выставляете. У меня отец 15 лет назад в шахматы с компьютером играл - и никаких проблем. А у Вас какие-то чудо-багописцы, видимо, занимались разработкой. Не иначе, как студентов наняли - решили бюджет сэкономить. Так что нет, не убедили. 
#26 / 11.07.2018 18:44:30
Ну так я вроде на протяжении всего рассказа подчёркивал, что программа простая, как пять копеек, поэтому на неё так и взъелись шахматисты - только классика, только хардкор. Никто не рассчитывал, что одну фигуру уберут, поэтому так и вышло. Вот у меня на телефоне такое приложение стоит - без всяких гандикапов.
#27 / 11.07.2018 19:51:01

Не похож?

Apologet
(Летаргия)

Кстати, да, автор указал, что программа - не нейросеть, а тупой архив всех возможных ходов.
#28 / 11.07.2018 22:48:54

Не похож?

Кицунэ
(Леший)

Эвона как.
То есть Ваш рассказ вовсе не о хитреце и ловкаче, а о полной и беспросветной деградации человеческого общества в будущем, где вопрос чикатил и потрошителей решается программкой, аналогичной той, с помощью которой Вы коротаете время в метро?.. И это в 2027 году. И эта программка , цитирую, "поставила крест на шахматах". И с тех пор никто ее не "сломал", хоть она, цитирую Ваш ответ, "проста как пять копеек"?
о_О Нет, у меня не сходится. Это какая-то очень старая юная девушка получается, с миловидно безобразным лицом.
Давайте закончим беседу на том, что Ваш рассказ просто не для меня.
#29 / 11.07.2018 23:10:02

Не похож?

Wander
(Ван Вогт)

Прошу прощения у автора за придирки, но, на мой вкус, в рассказе про шахматы недопустимо называть ладью турой, ферзя королевой, и писать"походить" вместо "сделать ход" :) Это всё мелочи, но важные - всё равно что назвать кита рыбой или упомянуть, что герой "нажал на курок пистолета".
Теперь по существу. Тут много уже написали вполне справедливых упреков насчет невозможности дыры в программе. По-моему, такой баг все-таки возможен, но его бы выявили еще на этапе тестирования. Может быть, в этом направлении подумать? Сделать в тексте упор на то, что программа еще сыровата, не доведена до ума? Хотя это сведет на нет мотивацию тренера... в общем, да, сложно выходит. Мне, кстати, понравилась эта деталь - что игра ведется не на экране, а с помощью обычных фигур. Правда, хорошо бы обосновать такое решение в тексте, а то действительно вопрос возникает: почему не в цифровом виде?
А в остальном рассказ очень понравился. Есть стилистические шероховатости, но это мелочи, потому что текст "держит" от начала до конца.
И да, респект за "Путешествие в шахматное королевство"! Отличная книга, классика на все времена.
#30 / 12.07.2018 09:17:16 / обновлён: 12.07.2018 09:17:32
Леший, окей, закончим. Напоследок скажу, что иногда чем проще всё устроено, тем и сложнее. Недаром говорят, что против лома нет приёма. Взять например упоминавшийся выше рассказ "Последняя инстанция": там была настолько сложная машина, что она понимала концепцию Бога, и на этом её поймали. В наше время в некоторых странах вопрос чикатил решается простой, как пять копеек, инъекцией, так что всё возможно)
Ван Вогт, спасибо, очень рад, что рассказ понравился. По-поводу тур, королев, походить - я даже не заметил, что употребляю такие жаргонизмы, дворовые шахматы просто въелись в кровь) До того, как мне сказали на конкурсе, даже не знал, что слово "тура" официально не используется. Эти просчёты буду исправлять, спасибо. Насчёт обоснования бага, то мне всё-таки кажется, что в любой программе возможны недоработки, или просто человек может вытворить такое, что даже опытные программисты не учтут))
#31 / 12.07.2018 10:59:28
Вот я и пришёл сюда. За что хвалю - название такое цепляюще-интересное. Как "Удача Логана", например. Теперь о тексте. Но помните, что всё нижеперечисленное лишь мнение одного отдельно взятого читателя. Я бы посоветовал автору быть чуточку попроще. "Это была ссора того рода....". Да, это красивое выражение, но очень уж отдаёт казёнщиной. Я бы не хотел сравнений с одним товарищем, который как-то писал тут  "Штампы, канцеляриты" под каждым вторым рассказом, но в сочетании со словом "наличествовала" в первом абзаце ощущение выглядит именно такое. Тут я воспользуюсь поговоркой - за деревьями леса не увидел. Вот и я - деревья так сильно бьют по глазам, что леса (а он есть, раз рассказ в финал вышел), разглядеть тяжеловато. Ну и если обращаться к совсем базовым вещам - первое предложение должно цеплять, потом первый абзац, страница. Я уже потратил кучу букоффф на препарирование одного абзаца, но на мой взгляд он совсем уж неудачным, считайте это вкусовщиной и ИМХО. Просто не слишком ясно, почему слово наличествовал не заменить на слово быть?) 
Немножечко странноватой показалась и 16-я поправка. Где логика? Умники будут жить, а глупцы умирать? Ну да ладно. А, кстати, перед тем, как шлёте на модерацию, обязательно предварительно гляньте текст - у вас он сожрал положенную законом пустую строчку между концом эдакого пролога и звёздочками. Всё-таки, это не очень профессионально. Хотя честно скажу, в первый раз я сам на таком попался) Но один-то раз ладно, а второй не надо - невежливо даже как-то. Далее по закону. Описывается он очень гладко, но мне всё-таки логика не слишком ясна. Да, для заключённых интерес вспыхнул. То есть президент решает поднять интерес к шахматам в целом, будучи их фанатом таким образом - пусть, уж простите, зэки, рубятся в шахматы и это будет круто? Для осужденных - да. Но вот давайте представим, что я фанат футбола (так и есть) и президент страны (о, не хотелось бы). Мне повысить интерес к любимой игре, заставив играть в неё зэков в огромном количестве? Мол, рвёте надзирателей как щенят и вы свободны? Ну почти. Очень странный способ повышения интереса. Если это не так и я не прав, скажите пожалуйста, может, чего-то я недопонял, но пока мне кажется, что правота на моей стороне. 
 И
интерес действительно вспыхнул. Чего уж там, взорвался ядерной бомбой
Здесь вот дикая вкусовщина, можете не прислушиваться. Ядерная бомба убивает всё вокруг. Следовательно вспыхнул убивающий всё вокруг интерес? Если я по-вашему не прав, окей, я не из разряда господ и дам, кто за своё мнение и двор стреляет в упор. 

авторитеты «шпилятся» в древнейшую
игру, но безуспешно. - Тут меня однозначно порадовало, что слово взяли в кавычки, хотя сравнение "рубятся", "гамают" - пусть это и жаргонизм и т.д. уместнее. Всё-таки шпилятся это...Ну как бы люди не маленькие, все всё поняли. 
В
те времена на игру попадал один человек из нескольких сотен - выходит, интерес так сильно подняли, что аж одного человека на сотню отправляли? Такое себе поднятие интереса. 
В
тот день, наверно, опустели все улицы мира, а зрительский рейтинг «Шоу
Робо-Опры» в забугорье упал до нуля. - Автор, может я чего-то не понимаю, но объясните пожалуйста - зрители (обычные люди) не хотят смотреть на игры Каспарова, Крамник и так далее по списку, но мечтают увидеть партию робота и зэка? Ладно бы поединок, но партию шахмат. И прямо все улицы мира опустели? Открою секрет (не сочтите за сарказм), но даже когда играют в футбол, хоккей, баскетбол самые топовые матчи улицы города особо не пустеют. Всё-таки любой вид спорта нишевой, а шахматы из разряда тех, кто совсем-совсем на любителя. 
То, что герой хочет за три дня (три, Карл!) научиться рубиться в шахматы лучше программы звучит слишком уж наивно. Но возможно, развязка впереди, ведь комментарий я пишу по ходу. И возвращаясь чуть назад - вот какая разница, как выглядит убивший семью заключённый, проигравший на 18-м ходу?) Нет, серьёзно, она есть? Если да, то напишите конкретно какая, иначе выходит пустословие какое-то. И я очень прошу не обижаться, я ни разу никого не троллил, просто хочу максимально высказать своё, так сказать, ИМХО, которое идёт вовсе не от лукавого, а возможно, поможет улучшить ваш текст. Но корневое слово тут ваш, может вы просто пошлёте меня куда подальше. 
Ок, про тренера придираться не буду, но откуда такая забота о маньяках, убийцах и прочем сброде? Им реально выдают тренера, чтобы освободиться? Или это такой способ привлечь аудиторию, что убийца научится играть получше, и тогда улицы опустеют? В общем-то, давайте парадоксально. Чикатило пользуется вашей поправкой. По закону он имеет право на адвоката. И на тренера? Хм, может ему как спортсмену тогда массажистов ещё, например, чтобы вообще идеально жилось. Нет, авторское видение есть авторское видение и ваш рассказ явно оценили люди, но эти аллогичности, на мой скромный вкус, очень уж странны. 

А
правда, что в США перенесли премьеру «Пиратов Карибского моря-12», потому что
из-за трансляции моей игры у фильма упадут сборы?
 - если это шутка, то я её не понял. Вы правда считаете, что американцам и всему миру есть дело до русского зэка, который планирует рубиться с роботом даже не на жизнь, а на смерть, а в шахматы?) 
"Да
утро выдалось тяжёлым, но ещё хуже оказался вечер" - тут я бы подправил, очень уж плохое оно. 

Кстати, герой планировал за три дня изменить всё, но с тренером занимается в вечер первого или второго дня? Да, тратит время он великолепно. И классическая сцена - пошёл-ка ты тренер - нет вернись-тренер была ещё в Рокки, а фильм 1976 года. Да, можно говорить о 4 сюжетах Борхеса, а можно просто сказать - клише. 
По поводу программы, не взломали. Хм, я оставлю это как авторское допущение, но в наше время хакают абсолютно всё. Начнём с игр, фильмов которые выходят на торренты раньше премьеры, аккаунтов - да собственно, чего угодно. Я бы посоветовал вам хотя бы версии Ческиллера разные писать, чтоб не создавать ощущение всемогущества. Например, герой играет с Ческиллером - 11. А то получается компьютер, который никому и никогда не проигрывал... Насколько я знаю (поправьте, если не прав), но человечество пока такого компьютера не создало и все аналоги проигрывали людям, пусть и в конечном счёте могли и одержать победу. А здесь - система алгоритма Ческиллера кажется безумно странной, как и поведение кучи людей. Словно туземцы перед сотовым телефоном (простите, если звучит грубо). 
И кстати, если заключённые НИ РАЗУ не выигрывали, то с чего улицы-то пустеть должны? Чтобы посмотреть на игру, которая закончится очевидно? Любой спорт ведь привлекает непредсказуемостью (читай сборная России на этом чемпионате по футболу), а здесь всё настолько очевидно, что миллиарды людей идут домой смотреть на то, как умнейший компьютер обыгрывает далеко не самых умных людей? Блин, у меня то всё в голове не укладывается, серьёзно. 
Они
скопились возле телевизора в барах, офисах, квартирах, предвкушая Зрелище.
Отказавшийся от гримёра Щипач выглядел не очень: бледное лицо, покрасневшие
глаза, сбритая кое-как поросль на лице. - Ок, комментировать это не буду, если вы в это верите, право ваше. В конце концов, сколько людей столько и мнений. 
Дальше возвращаемся к хакнули. По большому счёту, Щипач, конечно, молодец. Но мне не верится, что из миллиардов людей он первый до этого додумался. В мире полно шикарных юристов, адвокатов, а здесь человек поиграл в шахматы, почитал пару дней книжечки и всё. Никогда не думал, что буду делать придирку из разряда, что так не бывает в жизни, но здесь так и хочется сказать - автор, ну не бывает так. За 20 лет Щипач додумался первый, а остальные люди, судя по всему, дебилы. Илон Маск например (причём тут он?) - да притом, что даже сейчас способности мозга многих людей поражают до безумия, а здесь мы видим как юрист (которому не было равных, что звучит странно, во всём мире что ль?) за пару дней находит не дырочку, а целую дырищу. 
Концовка была, естественно карамельной и наивнейшей, как и весь рассказ (без обид). 
А сейчас я скажу о плюсах, а то подумаете, что у меня плохой день и я решил пройтись по вашему рассказу. 
Как ни странно, несмотря на кучу недочётов, которые я бы подправил (и я не про сюжет, тут увы, всё), рассказ читается легко. Серьёзно. Я перелопатил на этом конкурсе почти все рассказы и ваш оказался одним из тех, кого реально было легко читать. Без нагромождений авторского стиля (который с кого-то слизан, но ещё не делает автора тем самым кумиром), без кучи ошибок, без длиннот, да без многих огрехов, в общем. Ну разве что в начале я вас пожурил да за общее оформление с теми самыми звёздочками. Вы уж гляньте, пожалуйста. 
И конфликт, пусть он прост как мир (имеем обычный бикфордов шнур, который используется, когда вот-вот взорвётся бомба, в куче фильмов о Бонде, "Три дня на побег", "Звонок"), вы сделали в целом симпатичную схему. Да, главный герой - стандартный такой адвокат, которого я тоже видел в куче фильмов, но здесь это едва не превращается в плюс - узнаваемость зато. 
И несмотря на все эти недостатки, скучно не было. Всё-таки загадка интересна и позволяет следить за героем до конца. А ну как, щас такое придумает! И спорт здесь к месту и не притянут за уши, за что отдельный респект, ибо такое чувство, что некоторые просто достали рассказы из-за стола, вставили туда что-то спортивное и всё, якобы теме соответствует на сто процентов. 
В общем, пока не дочитал рассказы финала, буду думать. В итоговой таблице сами всё увидите 15-го числа. Но как ни странно, о потраченном времени не жалею, матчасть с правилами и законами удалась. 

#32 / 13.07.2018 01:15:02 / обновлён: 13.07.2018 01:24:05

Не похож?

Нэт
(Выхвостов)

Довольно приятный рассказ, необычная немного подача, но некоторые моменты выглядят крайне сомнительно. И ладно обожавший шахматы чиновник (хотя я скорее поверю в то, что ему просто принадлежал завод по изготовлению досок). Меня больше всего смущает аноним, подкинувший доказательства невиновности героя. Кто он? Преступник, пожалевший главного героя и уверенный, что его не разоблачат? Не верю. Из-за того, что эта линия не раскрыта, часть рассказа подвисает. Если бы герой так и остался в пожизненном заключении,  это сделало бы финал рассказа гораздо более острым и правдоподобным. Сейчас же он очень уж... хэппи энд. В момент, когда герой произносит речь перед шахматистом, я уже было начала ждать, что окажется, что это "Поиск" подставляет людей, которые по их подсчета могут бросить вызов роботу (да, это бред на тему, но такое ружье повесилось). Но увы. В целом же проблема главного героя и его настрой определенно выделяют рассказ среди остальных.
#33 / 13.07.2018 16:15:37
Роджер, спасибо за такой большой отзыв, приятно, что вам понравилось. Благодарю, что указали на штампы и ошибки, буду исправлять. Про пустую строчку - не знал, что она должна там быть) 
Повышение интереса к игре в том, что она транслируется по телевизору, в ней участвуют зеки, и ставка - жизнь. Я бы такое посмотрел) Например, Голодные игры все смотрели, и улицы пустели) Ну и тот факт, что такое происходит впервые за семь лет тоже привлекает.
Про одного человека из сотни - тут суть в том, что если в игру хотят поиграть все зеки, чтобы получить шанс на свободу, образуется километровая очередь, в которой они могут стоять годами, и тем самым получать отсрочку. Поэтому из сотни допускался только один, с остальными поступали в порядке закона. Про бомбу - это да, согласен)
Насчёт тренера - это на тот случай, если человек не умеет играть в шахматы, или хочет повысить своё умение. По моему, логично, ведь адвоката тоже дают, потому что он знает законы лучше, чем подсудимый (обычно). И с тренером главный герой не только вечером занимался, это он с Чесскиллером по вечерам играл.
А про то, что Щипач первый, кто за двадцать лет додумался - я писал, что система правосудия в рассказе редко даёт сбой, поэтому умные люди с ней обычно не связываются, особенно - юристы. Ну и "ошибка" вылезла в экстремальной ситуации, поэтому очень даже возможно, что Щипач был первым.
Ну и наверняка в будущем могут придумать программу, которая никому не будет проигрывать.
#34 / 13.07.2018 18:29:54
Выхвостов, благодарю за комментарий) Неплохая идея про подставу)
Насчёт концовки - я всё-таки фанат хэппи-эндов и не мог бросить героя в тюрьме, я даже не подумал, что так можно, хотя так бы тоже вышел приемлемый конец. Но я вроде бы так же прописал, что преступность не любит эти шахматные испытания, ведь она столько "братьев" по оружию опозорила и отправила на смерть. Мне показалось логичным, что преступник мог оценить изворотливость Щипача и "помочь" ему выйти из тюрьмы из солидарности.
#35 / 13.07.2018 18:36:21

Не похож?

Андрей Ваон
(Хваталов)

Шикарный сюжет, отличный финал. И своя философия имеется. Есть претензии по
форме. Всякие шероховатости вроде "тропы полового созревания" несколько коробят.
И по шахматам для знатоков, конечно, вопрос - но не есть ли дурной тон называть
ферзя королевой, а ладью - турой? И самый главный вопрос - разве не лет двадцать
как уже человек не может обыграть компьютер? И в связи с этим видится немного
натянутым популярность первых игры с чесскиллером.


А ну, и не очень понравились вот эти признаки будущего "опра", "пираты" -
слишком нарочито, банально.

#36 / 13.07.2018 21:05:02

Не похож?

Нэт
(Выхвостов)

Я тоже люблю хэппи-энды, но они, увы, не всегда хорошо идут. Хотя, то, что герой избежал смерти - это уже само по себе вполне хэппи энд. Видели фильм "Все или ничего" (он же "Самый длинный ярд") с Адамом Сэндлером? Конечно, понятия среди преступников могли и, скорее, всего изменились... но как-то не верится в такую сплоченность. Ну и адвокатов они как-то вся эта братия не очень-то жалует, разве что герой отмазал (специально или нет) от тюрьмы или смертной казни какого-то авторитета, который сделал ему подгон. Вот в это еще как-то можно было бы поверить, немного с трудом, но все-таки. Вы не смотрели, случайно, "Жизнь Девида Гейла"?
#37 / 13.07.2018 21:58:28 / обновлён: 13.07.2018 21:59:29
Хваталов, спасибо за отзыв, замечания учту) Этот конкурс не только принёс пользу в плане писательства, но и в плане шахмат - я теперь буду стараться туру называть ладьёй, а королеву - ферзём) И человек вроде бы ещё может обыграть компьютер, пусть и в отдельных партиях (а может и в совокупности, но точно не скажу, матчасть по рассказу уже немного подстёрлась из памяти)))
Выхвостов, нет, не смотрел, но вот сейчас загуглил и захотел посмотреть) Хотя, если этот фильм похож на рассказ в том, что герою помогли выйти из тюрьмы преступники, выходит спойлер))


#38 / 14.07.2018 14:31:47
html
Наверх