Путь на Вайгач

Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Лао-Цзы

Тэкс. Тяжеловесное, словно "кирпич", произведение. Кому-то, возможно, что и многим, понравится.  Эдакое владение "ситуацией". Тем  не менее, как человек, однажды заславший на  конкурс текст с ошибкой в заглавии, не могу пройти мимо откровенного косяка. Прямо во втором предложении стоит запятая между подлежащим и сказуемым. Далее подобных косяков не видео, видимо, автор человек серьезный, но это не его лучшее произведение, не не менее .  
#1 / 01.01.2018 16:48:48

Не похож?

Андрей Миллер
(Буржуа)

Первый абзац - настоящая пытка для читателя. Огромный, сухой, с кучей информации о героях, которых мы впервые видим -и автор пока не дал ни единого шанса заинтересоваться ими. Нельзя так делать экспозицию, это я добросовестный читатель - а многие так через первую страницу не прорвутся. Далее наступает классическое: герои, которые ведут диалог для читателя (проговаривая информацию, и так известную обоим). Уважаемый автор, ну ведь есть способы куда естественнее, изящнее подать некую экспонирующую информацию в диалоге! Расстроила также речь Хансена, опять-таки - автор идёт классическим путём. Как показать речь человека, плохо знающего язык, на котором говорят персонажи? О, а пусть он не умеет спрягать глаголы, и шпарит инфинитивом! При этом, в остальном строит фразы нормально, даже уверенно, вот изменять глаголы по лицам и числам почему-то не могЁт. Хотя этому, изучая язык, обучаются как раз быстро. Ну... ну топорно как-то. Что дальше? К сожалению, автор продолжает развивать описательную часть теми же огромными абзацами, и тяжестью которых может соперничать только их же безжизненность. Эти отрезки текста - как могильные плиты, право слово... да ещё и в финале мы наблюдаем такой же "протокольный" рассказ о последующих событиях. Удар милосердия, можно сказать... И вроде бы сюжет неплохой, и стилизация приятная весьма, но именно стиль изложения топит рассказ в холодных водах Карского моря. Автор, буду откровенен: я не дочитал бы этот текст, не попадись он мне именно на конкурсе (где судить необходимо ответственно).
#2 / 01.01.2018 18:50:05

Не похож?

Змеев
(Пламенный)

Вообще-то в аннотации "миль" надо переправить на "ли", как в китайском.
#3 / 01.01.2018 20:46:19

Не похож?

Lemu
(Красин)

Согласна со всеми читателями. Могла бы пополнить от себя список недостатков этого рассказа. Однако прочла всё, топ составила, и - только подумайте!  - в нём нашлось место для "Пути..." Думаю, чем же зацепила история. Мистика - так себе; характеры - топорнее не бывает; да и интрига не столь острая, как в других рассказах группы. Однако автору удалось зачаровать меня романтикой исследования русского севера. Спасибо!
#4 / 02.01.2018 12:39:02
Маузер,спасибо за комментарий,действительно,бывают опечатки(насчет запятых),рассказ позитивом не проникнут,поэтому ,скорее всего,и тяжесть,которую вы почувствовали.Честно сказать,серьезно подходила к сюжету своего рассказа,что-то удалось,что-то не очень,но замечания всегда учитываю и работаю над ними.
#5 / 02.01.2018 15:49:06
Буржуа,благодарю,что уделили внимание,подробно указали на недочеты,соглашусь,что начало сухое.События вырисовываются дальше,но не хотелось написать легкий рассказ,хотелось добавить мрачности,некоторой безысходности(ведь Вайгач остров-загадка до сих пор)
#6 / 02.01.2018 15:56:54
Красин,благодарю за отзыв, приятно,что рассказ,несмотря на свою неоднозначность восприятия,чем-то зацепил вас,привлек внимание.
#7 / 02.01.2018 16:00:31

Не похож?

Андрей Миллер
(Буржуа)

Автор - хорошо, что это и было вашей задачей. Осталось развить чувство меры :) С "тяжестью" истории вы очень сильно перегнули, по крайней мере, на мой вкус. Я полагаю, из этого текста вполне ещё можно сделать весьма крепкий рассказ, если хорошенько над ним поработать. Оживить эти абзацы-мегалиты, доработать концовку, в диалогах кое-что поправить. Потенциал у произведения есть.
#8 / 02.01.2018 17:51:15
Спасибо,Буржуа,прислушаюсь к вам обязательно.
#9 / 02.01.2018 23:11:48

Не похож?

Парадокс
(Жандарм)

А мне понравился рассказ! Роскошная атмосфера, продуманный слог - читать было одно удовольствие. Два замечания: начало, и правда, можно было бы сократить без зазрения совести. Вот оно читается очень тяжело, зато дальше - просто здорово. И второе: лично я запнулась на сцене первой гибели. Как-то о ней сказано быстро, вскользь, словно, не человека потеряли, а так - вещь какую-то. Если автор так и задумывал, прошу прощения. 
#10 / 04.01.2018 22:00:01
Жандарм,благодарю за отзыв,начало подкачало, как говорится))Ощущение героев,их переживания после первой гибели недостаточно проникновенно описаны,так как пресловутый лимит знаков торопил, пришлось подсократить, а этих чувств и переживаний как раз и не хватило. С Новым годом! Успехов Вам на конкурсе!
#11 / 04.01.2018 22:15:30

По названию. Вполне
отражает суть рассказа. Но только отчасти. Ведь в рассказе речь идёт не только
про путь на остров, действия ещё происходят и там.


Сюжет. Мне
показалось, что сюжету тесно в рамках рассказа. Очень много занимает информация
о подготовке к путешествию. Каждый герой подробно описывается, но героев
столько много, что начинаешь путаться и не можешь уследить за действиями.

Кроме того, сюжет показался весьма предсказуемым. Любая
упомянутая беда обязательно сбывается. Некоторые моменты выглядят наивно:
например усыпление Белякова и Веры. Остальные герои даже не поняли, что это
проделки Илко. А вдруг  владелец шхуны и
жена одного из героев больны? Тем не менее, остальные просто отправляются,
бросив их. Как будто надо было избавится от этих двоих, а другого способа не
нашлось.   Подарки языческим богам в виде золота тоже
выглядят странно, золото и так взято с их земли. Битва с медведем выглядит
неестественно, зверь не мог не слышать окрик Илко, но продолжал выцарапывать
геолога из пещеры, проигнорировав опасность. И вообще, для рассказа характерно
такое игнорирование опасности, герои совершают необдуманные поступки на каждом
шагу. Не верю, чтобы при планировании и осуществлении экспедиции такие серьёзные
люди были бы столь опрометчивыми. Не очень верю в нарты из карликовой берёзы. В
тундре это дерево едва ли превышает 70 см высотой, а его ствол очень тонкий. По
сути – кустарник. Более толстые и высокие экземпляры водятся гораздо южнее,
например в южной Якутии.



Фон. Он хорош.
Вот здесь то как раз большое количество деталей помогают создать необходимую
атмосферу.  Хотя, с атмосферой ужаса
плоховато, даже драматические ключевые моменты описаны как-то отрешённо.

Герои. С ними проблема. Я не нашёл в рассказе ни одного
героя, которого можно назвать главным. Фокал постоянно перескакивает с одного на
другого.  В итоге, герои почти лишены
индивидуальности, похожи на марионеток. Антагонисты тоже какие-то странные ,
аморфные. То ли злые духи, то ли сами боги пакостят, то ли просто героям не
везёт, я так и не понял.

Язык. Техника.
Если не считать так толком и не оживших героев, то , в принципе, нормально.
Есть проблемы с былизмами, но не очень критично для такого большого текста.



«Прямо
перед ним на задние лапы стал
хозяин заполярья – белый медведь. Егор оцепенел и остановился».



Но в целом – более-менее ровно.


Вывод. Неоднозначный для меня текст. Есть хорошие моменты, но очень затянуто, тяжеловато читалось

для такого простого сюжета.

 Удачи на конкурсе!  

#12 / 05.01.2018 15:36:09 / обновлён: 05.01.2018 15:37:25

Не похож?

Lemu
(Красин)

Буржуа, такая подача мира, героев, событий очень напоминает повествования о путешествиях конца 19 - начала 20 века. С "Фрегатом Палладой" много общего. Имхо, конечно.
#13 / 05.01.2018 17:24:37 / обновлён: 05.01.2018 17:41:43
Благодарю, Буржуа, за столь развернутый отзыв! Узнала много интересного и полезного из ваших слов. Успехов вам тоже и с Новым годом!
#14 / 05.01.2018 17:32:24

Не похож?

Иван Андреевич
(Макиавелли)

Отличный рассказ. Написано в лучших традициях приключенческой литературы. Особенно порадовал великолепный стиль. После прочтения остались самые лучшие впечатления.
#15 / 06.01.2018 12:27:39
Макиавелли, благодарю за отзыв, приятно, как автору, что рассказ оставил хорошие впечатления. С Новогодними праздниками! Успехов Вам на конкурсе!
#16 / 06.01.2018 17:18:17

Не похож?

Антон Мокин
(Гарибальди)

Баренцево море, Архангельск...Как уроженцу Архангельской области мне крайне приятно, что автор решил воспеть этот край. Идея очень хорошая, места не избитые. А вот фабула "глупые белые люди не слушают мудрого проводника" подзаезжена. Мотив выживания в суровой среде, ИМХО, не очень развит, вот не хватало ощущения суровой борьбы за выживания. И по фактологии: лоцман же привлеченный штурман, знающий местную акваторию, а по тексту он считай как капитан? Или я путаю? Но баллов, на мой взгляд, рассказ достоин даже в столь сильной группе, и не из-за любви к Архангельской земле. 
#17 / 07.01.2018 13:14:12
Гарибальди, благодарю за мнение  и отзыв. Я очень люблю Север, этот суровый и ,вместе с тем, загадочный край. Даже в немом безмолвии бескрайних снегов есть что-то притягательное и поражающее(для меня по крайней мере, отец служил в северной морской авиации штурманом). Лоцман в рассказе выполняет роль капитана, он и дорогу проложит, и кораблем управляет, все в одном, как говорится. Такое вполне допустимо, тем более владелец шхуны купец Беляков.Спасибо,что интересуетесь.
#18 / 07.01.2018 16:45:49

Не похож?

Ушелец
(Народоволец)

эх... и мне этот рассказ импонирует. ибо Севера. я им отдал 15 лет... И до сих пор сияние снится.
#19 / 07.01.2018 17:12:26
Жалко, что я голосую не в этой группе - поставил бы 8, хотя мы с вами, дорогой автор, здесь, в пятой,  конкурируем...
#20 / 07.01.2018 17:16:21 / обновлён: 07.01.2018 17:25:46
Народоволец, благодарю, что заглянули и нашли время прочитать рассказ. Да, соглашусь с вами, Север забыть невозможно, особенно неповторимые сполохи северного сияния!
#21 / 08.01.2018 01:06:54

Не похож?

Ушелец
(Народоволец)

Автор, я искренне рад за выход этого рассказа в финал. Вы меня обошли, и ничего плохого я в этом не вижу! :)
#22 / 09.01.2018 17:30:03
Народоволец, спасибо за искренние слова!
#23 / 09.01.2018 17:35:21

Не похож?

Ушелец
(Народоволец)

Севера... :)
#24 / 09.01.2018 18:10:39

Не похож?

s.s.storm
(Сатурн)

Неплохо. Понимаю, почему рассказ попал в финал. Романтика. Север, конечно, автор любит, ценит, знает, расписать в красках умеет.
В отличие от персонажей.Честное слово, самая слабая составляющая рассказа - это образы исследователей. Даже не образы - штрихи к ним. Гибель персонажей не вызвала никаких эмоций. Ну да, не слушали местного жителя, погибли, а чего еще читателю ожидать-то? В общем, над баллами буду думать. 
#25 / 09.01.2018 19:58:52
Сатурн, как ни удивительно, но в этом рассказе главная составляющая гнетущая обстановка безысходности героев, стихия,которая поглощает образы, здесь, если присмотреться, не выделен особо ни один герой, акцент просто сделан на самом острове, для меня остров -тоже герой, загадочный, таинственный,полный опасностей со своими духами, сохранившимися в веках. Хотелось, конечно, чтобы к героям рассказа проявлялся интерес, но получилось именно так. Спасибо за ваше мнение и за отзыв.
#26 / 09.01.2018 23:10:48

Не похож?

Melciar
(Дик)

Прочитал рассказ. Прочитал отзывы. Еще раз прочитал рассказ... И, честно говоря, остался в глубоком недоумении. Очень уж  сухой и тяжеловесный слог.  Совершенно деревянные герои.  Скучная, на 100% предсказуемая и линейная история.  Описания северной природы  удались, безусловно. Картинка, четкая, словно фотография перед глазами возникает. Но вот в моем случае не берусь судить, есть ли в этом исключительно заслуга автора, или все-таки примешивается факт, что в свое время я прочитал множество рассказов и повестей о покорении Севера. В любом случае, даже этот плюс тонет в совершенно ненужных описаниях. Автор подробно пишет, кто, куда и зачем пошел, что и зачем съел, слава Богу, что не описывает, как герои ходят в туалет и что при этом испытывают.   Претензия в том, что эти описания совершенно не двигают сюжет. Да еще и против атмосферы работают. Допускаю, что все дело еще и в том, что автор старательно пытается стилизовать текст под литературу конца XIX - начала XX века. Похожий стиль, к примеру, я видел у Станюковича в его "Морских рассказах".  Зачем было делать эту стилизацию - уже другой вопрос. Зачатки мистики в произведении присутствуют.  Впрочем, всю "мистику" можно объяснить еще и идиотизмом отдельных персонажей. Действительно, если тебе говорят, что погода портится и нужно убираться - обязательно ведь следует задержаться на недельку? А когда сообщают, что теперь-то лучше переждать - надо же лезть на рожон и попытаться преодолеть пролив на утлой байдарке?  В общем, приключения типичных кандидатов на премию Дарвина.  И да: то - "золото принадлежит богам " и брать его нельзя, то - "достаточно оставить половину". Какие, однако, странные боги.Вердикт: не впечатлило.  Конечно, если рассказ прошел в финал, то это однозначно кому-то нужно, но на общем фоне вещь смотрится бледно, старомодно и излишне сухо. 
#27 / 10.01.2018 09:21:45
Дик,спасибо за такое внимание к рассказу, за уделенное время! Приятно слышать, что описания природы вы сравниваете с фото перед глазами, значит все-таки удалось передать мое отношение к Северу и его пленяющей холодной природе. Мистика рассказа даже не в том, что исследователи не слушают опытного Илко, они просто бессильны перед наступающей неизбежностью, Вайгач не всех принимает и отпускает не всех, а излишняя самонадеянность и невнимание героев только "провоцируют"духов острова. Золото принадлежит Вайгачу, но факт в том, что нужно делиться, "отблагодарить" дарителя своих недр(в поверьях самоедов именно так).Скажу, что на вкус и цвет приятеля нет, про фломастеры писать не буду))Это я по поводу отношения вашего к рассказу. Стилизован он , действительно, к 19-началу 20 века, это скорее не "старомодность" , а следование тому интересному и непростому времени ,поэтому и слог кажется необычен, современная подача здесь исключена, что-то удалось, что-то нет, благодарю за мнение. Удачи вам в финале!
#28 / 10.01.2018 11:42:49

Не похож?

Карвальо
(Саша)

Есть у рассказа свое лицо - суровое, спокойное северное лицо. Книжек про Север ранее не читал (смотрел фильм "Нечто", хотя это вряд ли считается), но при этом легко представлял себе все перед глазами. Должен сказать, что жанр приключенческой, "географической" литературы - далеко не самый мой любимый, при этом рассказ читать было все равно приятно.
Ритм, как уже говорилось выше, неровный. Начало подробное, неторопливое, а в середине рассказа Хансен погибает буквально одним абзацем. Название не совсем соответствует содержанию. Но рассказ при этом остается добротным, крепким, и совсем не так плох, как пишут отдельные комментаторы (полагаю, Ушелец своей активной поддержкой оказал вам медвежью услугу).
Основной минус я вижу не в самом рассказе, а в том, что он не соответствует данному конкретному конкурсу, поскольку мистическая составляющая не влияет на сюжет. Хансен, который мне представляется таким же нескладным, как его речь, мог и сам упасть с лодки, а Егор, выскочивший к медведю, едва услышав выстрелы, это скорее премия Дарвина, чем мистика.
Вывод - хороший рассказ, который не попал в заданный жанр.
#29 / 10.01.2018 23:30:22 / обновлён: 10.01.2018 23:31:20

Не похож?

Ушелец
(Народоволец)

Саша, ну что ж, я, такой маргинал, что-ли, чтоб народ кинулся хаять то, что я похвалил? :)  Да и народ тут, на Квазаре, как я посмотрел, далеко не дураки.
#30 / 10.01.2018 23:37:42

Не похож?

Андрей Миллер
(Буржуа)

Едва ли Ушелец тут в чём-то виноват)) Но я, скажем, действительно удивлён, что этот рассказ попал в финал. Тем более, что группа была очень сильной. Что же, комментарии - одно, личное мнение - тоже, а итоги голосования - другое... Так бывает. Лично моё мнение (высказанное ещё в первом туре) после перечитывания не изменилось: рассказ имеет потенциал, его можно доработать, сделать сильным произведением. Но в текущем своём состоянии написан он откровенно плохо. Особенно на фоне остальных финалистов. Может, конечно, северная романтика для многих это и сглаживает, однако...
#31 / 10.01.2018 23:47:39 / обновлён: 10.01.2018 23:48:29

Не похож?

Ушелец
(Народоволец)

Черт побери мою неожиданную популярность :) Но мимо северов проити не могу - повторюсь, сам 15 лет им отдал...  Так, как я вылетел с первого тура - огласка комментатора неважна ведь...  Так что, с северной нежностью, вечно ваш УШЕЛЕЦ

#32 / 10.01.2018 23:50:24 / обновлён: 10.01.2018 23:55:43

Не похож?

Андрей Миллер
(Буржуа)

Неожиданную? Учитывая рассказы о том, где вы забанены, и так далее? А анонимность вы нарушили ещё в первом туре, насколько я помню. Популярность у вас может и неоднозначная, но уж точно заслуженная :)
#33 / 11.01.2018 02:43:59
Уважаемый Народоволец,рада,что вы поддержали рассказ,что находите в суровой прелести Севера отголоски своих воспоминаний,это очень ценно для автора!Саша,спасибо за отзыв,за внимание к рассказу,остров и сейчас даже не особо обжит,местные не  хотят на нем селиться,поверья про старика в серебристой малице и старуху,ходят до сих пор(старик негласно появляется в рассказе,он следит за всеми и управляет,решает кого отпустить,кого наказать),поэтому мистическая составляющая идет через весь рассказ.Интересно было услышать ваше мнение,спасибо за комментарии 
#34 / 11.01.2018 02:49:08

Не похож?

Ушелец
(Народоволец)

Буржуа:

Ну, что же. Спасибо на добром слове. Я действительно на многих сайтах забанен, все и перечислить трудно. Но есть ресурсы, на которых мирно живу больше десятка лет. Причины обсуждать не буду - здесь разговор не об моей персоне, а о рассказе. Лучше объясню, чем привлекло меня это творение:

1 . Конечно же, северный колорит.
2 . Нарочито сухой стиль повествования - достаточно редкий приём для передачи атмосферы рассказа.
3 . Использование реальной, а не литературно-вымышленной легенды. Сразу напомнило "Злой дух Ямбуя" и перевал Дятлова. Это ценнее перепевов "Калевалы"

В финале обязательно поставлю рассказу баллы в нескольких номинациях, но, простите, автор, не высшие. Поскольку близко к душе и качественно в литературном плане - это очень разные вещи.
#35 / 11.01.2018 09:44:55 / обновлён: 11.01.2018 09:57:41
Народоволец,благодарю))спасибо за подробный комментарий,понимаю,что есть над чем работать и к чему стремиться 
#36 / 11.01.2018 10:00:12

Не похож?

Алексей2014
(Азазель)

Прочёл - задумался: чего хочет массовый читатель? Если вот такого стиля а- ля "Земля Санникова" или "Плутония", то непонятно, почему игнорируются более художественно исполненные - и более точные, вынужден сказать - описания. Дань моде? Ну, ладно, сам писал подобное - говорили, "читать скучно". Мне-то нравится, если не считать некоторых частностей:
1. Название - спойлер: перевод с ненецкого "Остров страшной гибели"
2. Лоцман в полярных водах? Это тот, кого поморы "корабельным вожем" называли, очевидно, ведь европейский лоцман в порту работает...
3. "Вера встала с двухярусной койки" - стесняюсь уточнить, героиня оба яруса занимала? При любви Автора к уточнениям, здесь явный дефицит.
4. "Сделать галс" - это хорошо! Но все ли читатели поняли, что это приказ "не менять направления"? 
5. Гарпунная пушка - при весе снаряда в 50 кг бить ею моржей несколько странно, хотя можно, конечно. 
6. Не вполне внятно место, где Хансен "подошёл к бортикам и посмотрел вниз, корму шхуны плотно обступил туман, не видно было даже обшивки" - почти бессмертное "Подъезжая к сией станцыи, у меня слетела шляпа".
7. Чум - оно, конечно, привычно для русских... Только у ненцев это жильё называется "мя.
8. "Купцы... торговались с самоедами песцовыми шапками, оленьим мясом..." - может, "торговались ЗА песцовые шапки и т. д."?
9. "Красивейшие каньоны" режут мой географический глаз! Раз с берегами - значит, ущелья...
10. "Килограмма полтора золота" - для 1907 года? "Без малого четыре фунта" будет точнее. А если совсем точно, то три с половиной фунта и пять лотов.
11. "Шаман" - тоже понятно: ненецкое "тадебе" читателям мало известно. 
12. "Болотный пух" - это арктическая пушица? Почему герой ("исследователь!) называет её описательно, не научно, или, хотя бы, распространённым русским названием?
13. "Нарты из карликовой берёзы" - проблематично: слишком мала, полозья будут не больше метра и очень тонкие, а ведь у настоящих нарт - около двух метров при толщине не менее шести см. Все северные нарты изготавливают из материалов, росших в лесотундре и тайге, а не в самой тундре. Ваш герой мог бы воспользоваться плавником, а не мучиться с негодными прутиками.
14. "Укладывал... строганину из морской рыбы"... Вообще-то строганина - это кулинарное изделие, а не полуфабрикат для перевозки. Может быть, Автор имел в виду юколу?
15. Нарты тащит одна важенка... Просто беда! Ну, бедные северяне в экстренных случаях ездили, конечно. Только без груза и в одиночку. Да и не самка в запряжке, естественно, а хор - самец, или бык - кастрированный самец. Скорость даже с ними - двумя! - будет низкой, не более 11 км в день.
Так что сами видите...
#37 / 11.01.2018 13:42:01 / обновлён: 12.01.2018 07:18:36
Спасибо ,Азазель, за подробный и полезный комментарий. Во многом спорить не буду, в любом случае благодарю за замечания, ибо без них достойная вещь вряд ли получится. Но хотелось бы пояснить: если бы все назвать своими именами привычными для ненцев, то читатель поминутно обращался бы к словарю или сноскам, что отвлекает, согласитесь. Да, туман обступил шхуну, но не сказано, что герои увидели в тумане, они лишь посмотрели на борт. На важенке  поехали в связи с тем, что другого оленя поблизости не было, захочешь выжить и не такое сотворишь, так же и береза, дерево хиленькое, конечно, но условия и трудности заставляют ухитриться идти по крайней мере не пешком. Конечно, если следовать правилам и логике, то герои просто бы не попали на остров, избежали бы опасностей, но тогда ,где же приключения, отвага, самоотверженность и сила воли, без которых невозможно представить жизнь настоящего исследователя.
#38 / 11.01.2018 14:56:35

Не похож?

Apologet
(Иван)

Мне текст показался топорным. Стиль неряшлив, хватает ошибок, вроде речи Хансена с неуместными инфинитивами. История богатая, сочная, много хороших описаний, но сюжету это никак не помогает. Похоже на рассказы из советских детских энциклопедий про храбрых полярников. 
#39 / 11.01.2018 22:02:07
Иван, храбрые полярники тоже неплохо!
#40 / 12.01.2018 00:56:34

Не похож?

Алексей2014
(Азазель)

Автор, понятно, что читатели привыкли к тому, как Вы и написали - чум, шаман и пр. И если не ставили целью рассказать именно о ненецкой культуре, а создать впечатление Севера как такового, то - нормально. Однако то, что из карликовой берёзы изготовлена нарта, поднимающая человека с грузом - это аналог космического корабля из консервных банок, уж извините. На побережье выносится плавник, летом мог быть и свежий ствол любого дерева с материка - чего ж больше?! Нет, надо героически связать полозья из прутиков... Они в палец толщиной и ветвятся! Их олени едят, какие уж там нарты построишь.... 
Короче, правдоподобие здесь резко искажено в сторону развесистой клюквы.
#41 / 12.01.2018 07:27:36 / обновлён: 12.01.2018 07:27:51
html
Наверх