Спасибо за отзывы :)
Соглашусь, что в художественном плане рассказ значительно недоработан - писалось в последнюю минуту (извиняюсь, день) и ради идеи. Совсем разжевывать идею не хотелось, иначе бы действительно получились сплошные объяснялся и чисто технический текст (а он и так, как справедливо замечено, в этом плане хромает). Мамаша, да, потерялась. Думал ее вставить в сцены в госпитале, но это ни на что не влияло, а времени доработать эти сцены не хватило.Касательно ряда вопросов. Нет, учитель все же человек, хотя это роли не играет. И нет, он не "доктор-зло", скорее, добро, по крайней мере, с точки зрения био-людей, хотя в глобальном плане это еще вопрос (вроде, должно быть очевидно, что его цель - воспитание такого инфо-человека, который будет мотивирован реализовать эффективную загрузку сознания для био-людей). Копии с себя инфо-люди делают сами. Цель "самоубийства" инфо-мальчика - остаться другом био-мальчику. Вот представьте: у вас есть друг, и он залезает вам в голову и полностью "познает" вас. Обладает ли он достаточным уровнем эмпатии, чтобы после этого продолжить с вами общаться, особенно, если выяснит, что вы с ним не очень хорошо поступили? Инфо-мальчик решил, что нет. Дальше встает классическая дилемма рационального агента о совершении действия по изменению своей целевой функции. В соответствии с современными воззрениями "безопасный" ИИ должен быть устойчив по отношению к таким возможностям, в противном случае, им будет легко манипулировать в корыстных целях. Соответственно, инфо-мальчик в этот момент следует выработанной им системе ценностей, руководствуясь необходимостью ее сохранения. Я, конечно, понимаю, что сложно поставить себя на место ИИ с реалистичной системой мотивации. Большинство авторов и не пытается. Зачем, если и читателю это не понравится и будет не понятно. Конечно, проще следовать примитивным шаблонам, доставшимся нам от фантастики середины прошлого века.Зачем все эти сложности? Да, учителя постигла неудача. Но, во-первых, никто не сказал, что результаты исследований инфо-мальчика утеряны. Возможно, они сохранены и ждут своего часа - если Женя с Колей останутся друзьями, если био-люди оправдают доверие. Кроме того, сам учитель пришел к ценной идее. Но даже если бы все осталось на прежнем уровне, может, в этом была бы сермяжная правда? Жизнь - она такая: не всегда получается то, что хочется, и, может, это к лучшему. Может, био-люди, получившие способ эффективной загрузки сознания привели бы человеческую цивилизацию к гибели из-за тех особенностей социального поведения, которые нам достались по наследству от обезьян?
Супер-увеличение интеллекта - это действительно элементарно - для инфо-человека. В этом и "трагедия". Инфо-люди интегрированы в человеческий социум, но вырастая, они занимаются решением интересных им вопросов. И этот сценарий вовсе не высосан из пальца. Он гораздо реалистичнее того, что было представлено на том же киберпанке, когда у людей есть нейроинтерфейсы с прямой записью/чтением в мозг. Вот такие фантэлементы реально высосаны из пальца, но почему-то это никого не беспокоит - ведь так прикольно фантазировать о том, как было бы круто засовывать штырь себе в мозг, который бы все делал. Никто не думает, что технически это реализовать гораздо сложнее, чем создать автономный ИИ."Библейские заповеди" - да, к сожалению, могут сложить неверное ожидание, но там специально оговорено, что закладывается "современная модификация" (и взято в кавычки, вроде). И их наличие играет существенную роль в сюжете."А какое значение имеет то, что Коля запрограммированный?.. Коля - мальчишка, готовый чуть ли не по головам идти к цели" - именно (хотя и преувеличено). Это тоже один из компонентов проблемы, обсуждаемой в рассказе. Как говорится вначале, невозможно запрограммировать "законы робототехники" или их аналог. Это просто глупость. Но формирование системы ценностей с чистого листа тоже не срабатывает. Инфо-мальчик предпочитает сохранить случайную дружбу вместо потенциального спасения жизней кучи людей. Поэтому-то в конце и упоминается про эффект Болдуина. Это подсказка, хотя, возможно, слишком неявная.Насчет 220 В: многие вещества обугливаются и от 220 В. Метаматериалы, используемые для процессоров инфо-людей, обладают уникальными электромагнитными свойствами. Но, да, можно было бы обойтись и без обугливания.
"Почему сам малолетний принимает решение про свое лечение? " - вроде, он не принимал.
"Почему у ИИ есть прерогатива покупать обновления для отдельно взятого ученика?" - у учителя есть свои сбережения; может, он квартиру продал; но да, тут небольшая дырка.
Насчет "устаревших профессий". Покорение космоса - дело инфо-людей. Меня вот гораздо больше коробит, когда космос летят осваивать обычные люди, до того как там роботы все обустроят (и таких рассказов здесь полно, но на этот косяк тоже мало кто обращает внимание). Про детективов - а почему нет? Люди остались людьми. Преступления никуда не делись. Кроме того, био-мальчик генетически мотивирован на "справедливость". Можно дискутировать, но большой натяжки тут нет.В общем, еще раз спасибо за комментарии. Пинки за недостаточную художественность я ожидал, но то, что рассказ окажется настолько непрозрачен, честно говоря, - нет. С одной стороны, слишком много объяснялок; с другой, их явно не хватило...Очень не хочется пускаться в длительные дискуссии, поэтому комментировать высказывания насчет "высосанности из пальца" фантэлементов комментировать больше не буду. По моему имху они гораздо менее высосаны, чем в подавляющем большинстве фантастических произведений с участием ИИ, хотя, конечно, дискуссионны - это все-таки фантастика. Однако читатель имеет полное право на свое мнение, а то, какое впечатление у читателя сложилось, - это вообще не подлежит обсуждению. Кому не лег рассказ на его/ее концептуальную систему, что уж тут сделать. С замечаниями литературного толка согласен. Будут вопросы - отвечу :)
#4 / 02.07.2017 00:01:24 / обновлён: 02.07.2017 00:04:40