Сон шамана

По итогам конкурса рассказ вошел в состав сборника
Перед вами сборник рассказов финалистов конкурса религиозной фантастики «Испод». Всего в конкурсе приняли участие 87 авторов со 111 произведениями. В течение трёх недель они, а также пять членов жюри, сформированного из победителей предыдущих конкурсов выбирали лучшие рассказы. В этот сборник вошли 16 самых самых.Религия — это очень тонкий лёд. Сможете вы пройти по нему вместе с авторами увлекательных историй этой книги, или убоитесь гнева невиданных инопланетных богов? Решайтесь!

ISBN: 978-5-4498-1799-0

Amazon Ridero


Не похож?

Фантомас
(Рахман Милостевый)

ОООО, супер! прям как бы я написала))) тонкий ироничный юмор, местами переходящий в гротеск, легкая подача. Гремучая смесь панка и антиутопии. Автору - риспект и пальчики вверх)) 
Прям вот пойду, еще раз перечитаю)
#1 / 01.07.2019 10:34:11 / обновлён: 01.07.2019 10:34:51

Не похож?

LinnTate
(Кабид Уменьшающий)

Очень классно! Вот только как быть с религией? Я ее не разглядел, или о ней ни слова?
#2 / 01.07.2019 18:29:57
Рахман и Кабид, спасибо за отзывы! Кабид, во-первых, шаман - это уже религия (во всяком случае, я в это верю). Во-вторых, если, опять же, шаманов считать лицами имеющими отношение к религии, то в рассказе есть кое-что про взаимоотношения религии и власти.
#3 / 01.07.2019 20:59:01

Не похож?

Мрзовольский
(Мумин Оберегающий)

Автор, вот вы пишете: "шаман - это уже религия (во всяком случае, я в это верю)". Может быть и так. Может быть, и те шаманы, которых вы описали, тоже имеют отношение к религии, но только за рамками рассказа, в свободное от работы на автора время, потому что в рассказе они показаны с чисто безрелигиозной стороны. Они ведь чем у вас занимаются? Жрут ядовитые грибы (само по себе это не религиозное действо), галлюцинируют (это тоже само по себе ещё не религия), а в галлюцинациях наблюдают... Вот тут и могла бы выползти на сцену какая-никакая религиозность, в виде хоть какой-нибудь мистики. Но они видят только самок, жратву и баллистические ракеты. Ни то, ни другое, ни третье не суть религиозные элементы или атрибуты. Фантастика тут есть, да: шаманы ведь видят будущее. Но где религия? Тут ни религиозных обрядов нет, ни религиозных состояний, ничего мистического, потустороннего, никаких богов или там духов. Конечно, чисто формально рассказ можно записать в религиозный раздел, поскольку два персонажа в нём называются "шаманами", но, кроме этого названия, ничего религиозного там нет. Сам-то рассказ неплох, юмор хороший, читается с интересом.
#4 / 01.07.2019 22:47:47
Мумин Оберегающий, а разве религия - это всегда мистика? Часто религиозные обряды творят потому только, что "так положено". Кем положено? Властью. Это одна сторона моего рассказа.
А другая... Ничего, говорите, нет мистического? А первобытный шаман увидевший во сне эту самую баллистическую ракету и её зарисовавший? А построенные по этому чертежу каменные фигуры, натолкнувшие учёных грядущего на создание этой самой баллистической ракеты - столь совершенной, что от неё нет защиты? Это, типа, чистейший материализм, без малейшей примеси мистики?
#5 / 01.07.2019 23:26:04 / обновлён: 01.07.2019 23:26:48

Не похож?

coffeecat
(Варуна)

Великолепный рассказ хочется читать и перечитывать. В сюжете нет ни чего лишнего все чётко  и со вкусом.
#6 / 02.07.2019 09:52:14
Варуна - спасибо за отзыв!
#7 / 02.07.2019 16:10:13

Не похож?

Алекс2018
(Назорей)

С удовольствием прочитал. Юмор, стиль. Все на месте. И все же шаманизм не религия. Упрощенно классическая схема это шаманизм-язычество-религия (одна из мировых). Так по крайней мере трактуют специалисты. А рассказ хороший.
#8 / 03.07.2019 11:19:56

Не похож?

Фантомас
(Рахман Милостевый)

Назорей несмотря на то, что многие исследователи не пришли до сих по к единому мнению, шаманизм продолжает считаться формой первобытной религии и термин этот употребляется именно в контексте религии. Шаманизм - обязательная часть религии и её неотъемлемый компонент.
#9 / 03.07.2019 11:39:35
Назорей и Рахман Милостевый, спасибо за отзывы. Рахман Милостевый, особое спасибо за поддержку шаманизма!
#10 / 03.07.2019 19:51:52 / обновлён: 03.07.2019 20:19:42

Не похож?

JusTsaY
(Сарасвати)

Вот сложилось от рассказа интересное впечатление. Сперва он меня отвергал неуместными терминами: "идеология", "демократия" (в первобытном-то обществе), правыми/левыми берегами (относительно кого?), но потом втянулся и пару раз даже посмеялся. А потом итог... Апокалипсис из-за бредовых снов шаманов. Честно,тот развязки ожидал большего, но не могу не признать, что работа цепляет.
#11 / 03.07.2019 22:22:28

Не похож?

Мрзовольский
(Мумин Оберегающий)

"Мумин Оберегающий, а разве религия - это всегда мистика?"
Да разве я говорил, что религия – это исключительно мистика. Я ж написал: "Но где религия? Тут ни религиозных обрядов нет, ни религиозных состояний, ничего мистического". В первую очередь упомянул про религиозные обряды, а потом уже – про мистику. Так у Вас в рассказе и религиозных обрядов нет. Одно только слово "шаман", но ничем религиозным шаманы у Вас не занимаются. Это как священник Глеб Якунин, который был депутатом Госдумы, и занимался там политикой. Заседания Госдумы, из-за его участия в них, не превращалась в религиозные действа, т.к. священник исполнял там не священнические обязанности, а депутатские. А так – да, назывался он священником. Как у Вас шаман называется шаманом, хотя и занят военной стратегией и научной фантастикой.

"Ничего, говорите, нет мистического? А первобытный шаман увидевший во сне эту самую баллистическую ракету и её зарисовавший? А построенные по этому чертежу каменные фигуры, натолкнувшие учёных грядущего на создание этой самой баллистической ракеты - столь совершенной, что от неё нет защиты? Это, типа, чистейший материализм, без малейшей примеси мистики?"

Зачем материализм? Это фантастика. Научная или антинаучная, не важно, пусть даже мистика. Но религиозного здесь ничего нет. Не всякая ведь мистика и фантастика связаны с религией.

Впрочем, Вы по поводу моей критики не расстраивайтесь (это, собственно, даже и не критика, а так просто, уяснение жанровой принадлежности текста). Как бы там ни было, рассказ всё равно хороший, у меня он попал в пятёрку лучших в этой группе. Большинство рассказов здесь аццкий отстой, сплошные евангелия-от-святого-графомана, а Ваш рассказ хорош.
#12 / 03.07.2019 22:23:18 / обновлён: 03.07.2019 22:55:28

Не похож?

Ойра
(Кабир Великий)

Концовка зачетная.  Вначале хотелось раскритиковать, но потом вдруг всё неожидано понравилось.  Удачи!
#13 / 04.07.2019 00:24:55

Не похож?

Алекс2018
(Назорей)

Религии мира. Опыт запредельного.  
Торчинов Е.А. Для примера, как рассматривается шаманизм. Так что настаиваю на своей трактовке - шаманизм еще не религия. Рассказ мне понравился, я ему баллы хорошие поставил, но... шаманизм есть шаманизм.
#14 / 04.07.2019 08:54:44
Спасибо за отзывы! И за поставленные вопросы. Является ли поедание грибов обрядом? Является ли религией шаманизм? Буду думать.
#15 / 04.07.2019 10:37:36

Не похож?

LemonCello
(Ваххаб Даритель)

Крепкий слог, отчетливая структура, хорошая динамика. Немного меньше стэнд-ап шуток выглядело бы не менее литературно. Возможно, это выбор стиля для достижения продуманного эффекта. В процессе прочтения рассказа не покидало приятное ощущение давно знакомого, хорошо обжитого пространства, где все давно знакомо. И это чувство не исчезло после завершения чтения.
#16 / 05.07.2019 04:58:18
Ваххаб Даритель - спасибо!
#17 / 05.07.2019 10:28:31

Не похож?

Death Continuum
(Ад-Дарр Сокрушитель)

Читается легко, местами даже с интересом, хотя в общем и целом впечатление осталось нейтральным. Вопрос религиозности тут крайне дискутабелен, особенно в силу того, что её значение не раскрыто полностью. Зато показана проблематика межгосударственных отношений в сатирической форме, преподнесённая несколько наивным языком. Удачи на конкурсе.
#18 / 05.07.2019 11:22:29

Не похож?

Сабина
(Саваоф)

Забавный анекдот. По другому почему-то не воспринимается. Религию не увидела. Окончание не поняла: почему первобытный шаман помер от конца света, к которому привели действия президентов противоборствующих стран? 
#19 / 05.07.2019 17:33:51 / обновлён: 05.07.2019 17:34:13
Ад-Дарр и Саваоф, спасибо за отзывы. Ну да, рассказ не пронизан религией насквозь, но "прямое отношение к ней имеет". А именно этого и требовали условия конкурса. Впрочем, тут уж каждый критик решает сам.                                                                                  

Про смерть шамана. С позиций вульгарного материализма шаман умер от последствий удара дубинкой по голове - вполне достаточная причина. С точки зрения просто материализма (не вульгарного) он умер ещё и от переживаний, вызванных видениями, вызванными наркотическим действием некоторых веществ, содержащихся в некоторых грибах. Если же допустить некоторую мистику и предположить, что шаман и впрямь видел будущее, то тогда он видел РЕАЛЬНЫЙ конец света и знал об этом. Довольно-таки серьёзное потрясение. Ну и потом, если из будущего приходили картинки, почему бы не просочиться и вредоносным излучениям?
#20 / 06.07.2019 10:38:19 / обновлён: 06.07.2019 10:39:54

Не похож?

Сабина
(Саваоф)

Спасибо за пояснения.
#21 / 06.07.2019 12:58:06

Не похож?

Фантомас
(Рахман Милостевый)

С удовольствием ещё раз поставлю рассказу десяточку :)
#22 / 15.07.2019 06:43:11
Рахман, спасибо!
#23 / 15.07.2019 09:23:45

Не похож?

Юлия Горина
— жюри конкурса
(Ганий Самодостаточный)
Все оценки и отзывы

Отдельный респект автору за то, что с самого начала дает понять, как  следует воспринимать рассказ.  Юмор (правда, построенный в основном вокруг грибо-жиро-спаривания),  сатира (досталось и политике, и религии как таковой).  Правда, меня немного смущает вопрос, насколько сатира на религию может именоваться "религиозной фантастикой". Но это отдельная тема для размышлений.Рассказ читается легко, бойко. Юмор на любителя. Сатира, на мой взгляд, грубовата. Здесь можно было все сделать тоньше, острее, с множеством аллюзий. А сама идея мне понравилась.Удачи на конкурсе!
#24 / 17.07.2019 01:26:33
Ганий, спасибо за такой подробный отзыв!
#25 / 17.07.2019 08:14:03

Не похож?

Apologet
(Назорей)

Религии как таковой тут особо нет. Нужно-то было всего лишь добавить в рассказ духов, которые показывают шаманам этим самые видения. Ну и пару танцев с бубном. Так что в тему конкурса не особо попало. С другой стороны, рассказ, конечно, отличный.  Концовка смазана - это нормальная беда для 90% отечественной фантастики, но впечатление портит не сильно, ибо смазана она относительна общего стиля текста. Так-то логическая завершенность сюжета на месте.
#26 / 17.07.2019 10:02:02
Назорей, спасибо и за похвалу, и за критику!
#27 / 17.07.2019 19:41:30

Не похож?

Мэлсон
(Аллах)

Очень понравилось! Написано классно, с юмором, получил удовольствие от чтения. Не знаю как насчёт религии, но пока это лучшее, что успел прочитать. Только одно замечание: автор, дайте миру шанс! )))

#28 / 17.07.2019 22:12:29 / обновлён: 17.07.2019 23:51:57
Аллах, спасибо за отзыв. Рад, что вам понравилось. А про шанс. Так ведь антиутопии для того и пишутся, чтобы шансов у мира стало больше. Хотя, конечно, мой рассказ всего лишь песчинка...
#29 / 18.07.2019 18:08:40

Не похож?

Lena St.
(Кали)

Написано хорошо, есть свой стиль, чувство юмора развито. «Все нормальные люди живут слева от Великой реки, а эти – жили справа» - ну прелесть же. Но, как неоднократно замечали другие участники, религия здесь - мельком. С тем же успехом этот рассказ можно представить на конкурсе сатирической фантастики, политической фантастики, археологической фантастики... (не знаю, существует ли последняя, но я б поучаствовала)). Удачи автору!

#30 / 18.07.2019 18:39:58 / обновлён: 18.07.2019 18:40:17
Кали, спасибо за отзыв. Рад, что вам понравились стиль и юмор. Ну про религию уже действительно много спорили. Однако, мои шаманы сотворили-таки временное кольцо! С помощью духов, естественно - ничего же другого у них не было. Хотя духи остались за кадром. Возможно в этом и была моя ошибка, и нужно было устроить в какой-то форме "материализацию духов и раздачу мамонтов".
#31 / 18.07.2019 20:50:06

Не похож?

Ланет
(Баал)

Ох и посмеялась)) Шаманов жалко. Жестокая реальность. Спасибо Автору за интересный слог.
#32 / 18.07.2019 21:14:11

Не похож?

Ольга Цветкова
— жюри конкурса
(Мутали Превознесенный)
Все оценки и отзывы

Мне нравится идея подобной связи прошлого и будущего. Местами есть забавные шутки, но, в целом, не могу сказать, что понравилось. Может, проблема как раз в том, что оно слишком анекдот, а тема вроде серьёзная. В итоге для анекдота больно уж апокалиптичненько, а глубину не даёт ощутить гыгы-форма. Ну и религией как-то тут не особо пахнет. Одного наличия шамана маловато будет.
#33 / 18.07.2019 21:55:26
Баал и Мутали, спасибо за отзывы!
#34 / 18.07.2019 22:21:59

Не похож?

Дарья Рубцова
— жюри конкурса
(Адль Справделивейший)
Все оценки и отзывы

«– Хр-р-р... – прохрапел шаман». 
Ну, «хр-р» – то есть, имитация храпа и «прохрапел» – это «масло масляное». Когда шаман «Хр-р-р... – прохрапел» в третий раз, стало ясно, что это – стёб. Но дальше он начал «Р-р-р, рычать»  тоже много раз подряд. «Р-р-р... – прорычал» четыре раза. И еще один раз рыкнул. Наверное, это какая-то особенная фишка, специально задуманная автором – постоянные повторы. Но мне лично читалось тяжело.
– Менгиры.
– Менгиры?
– Так точно, менгиры!
– Но ведь менгиры...
– Так точно! Менгиры

– Р-р-р – прорычал читатель.

По сюжету – мрачненькая сатира. Смешно (и страшно), но непонятно, почему шаман умер в прошлом, увидев будущее.
#35 / 19.07.2019 23:35:26 / обновлён: 20.07.2019 00:14:57

Адль Справделивейший, спасибо за отзыв. Вы совершенно правы, из повторов получилась такая особенная фишка. Хотя специально я её не задумывал - рассказ писался, как писался. Типа, сам собою.


Про смерть шамана уже объяснял. Но повторюсь. На этом конкурсе столько комментариев (и, соответственно, ответов), что в них реально тонешь. Итак, про смерть шамана. С позиций вульгарного материализма шаман умер от
последствий удара дубинкой по голове - вполне достаточная причина. С
точки зрения просто материализма (не вульгарного) он умер ещё и от
переживаний, вызванных видениями, вызванными наркотическим действием
некоторых веществ, содержащихся в некоторых грибах. Если же допустить
некоторую мистику и предположить, что шаман и впрямь видел будущее, то
тогда он видел РЕАЛЬНЫЙ конец света и знал об этом. Довольно-таки
серьёзное потрясение. Ну и потом, если из будущего приходили картинки,
почему бы не просочиться и вредоносным излучениям?




#36 / 20.07.2019 10:15:44

Не похож?

Евгений Шиков
— жюри конкурса
(Звезда)
Все оценки и отзывы

Сон шамана
ОБО ЧТО: Два племени в прошлом и будущем. В прошлом - шаманы видят сны о будущем, а в будущем - учёные пытаются разгадать послания из прошлого

ГДЕ РЕЛИГИЯ: В самих шаманах и их грибах

Я ДОВОЛЕН:
1) Люблю рассказы про племена
2) Местами - удачный юмор
3) Композиция рассказа не даёт заскучать
4) намёк на инопланетный "засыл" опасных идей

Я ОГОРЧЁН:
1) Я фанат Дробышевского и вообще - антропологии, поэтому местами прямо хотелось вот взять да рассказать, где там и почему автор не прав, когда он про кроманьонцев (кажется) пишет.
2) В прошлом ещё оправдано это "шаман" да "вождь", но в будущем такие поверхностные обозначения уже сбили реализм до уровня политических анекдотов.
3) Опять же - вождь, слушающий шамана - это норм. Президент, который слушает учёных, которые чё-то там откопали и пытаются построить ракету по остаткам каменных истуканов - здесь Стманиславский уже воздуха в грудь набирал.
4) Слишком много времени прошло, каменные фигуры (к тому же такие сложные), к тому же - сделанные без норм инструментов и из каких-то валунов, да ещё и в земле, да ещё и рядом с рекой, которая за эти десятки тысяч лет раз сто бы разлилась и снова собралась...... короче - откопали бы они разрозненные обточенные водой кусочки камня, если бы откопали
5) И да, не хотел про антропологию, но всё же один момент ещё скажу: шамана нельзя просто так взять и убить. Шаман - это не человек, это отдельный вид. И убивать его обычной дубиной по башке вождьб бы не рискнул. Для убийствов шаманов есть свои ритуалы и свои способы избежать наказаний богов. Убивать надо в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Убить шамана в центре своей стоянки - значит, проклясть племя и обречь его на смерть - в любой религии.
6) И да, перед атакой новыми ракетами, даже если ОЧЕНЬ ВСЕ ТОРОПЯТСЯ - необходимо провести испытания. Обычно, после таких испытаний, враг уже и не особенно хочет атаковать. Здесь же - они понеслись в бой с непроверенными пушками.
7) И да, а почему нет никакой защиты? Что именно в этих ракетах особенного? Строят ведь из обычного металла - значит, во время доставки боеголовки (любым образом) - можно отследить и уничтожить, если не саму ракету, так хоть тех, кто перевозит.

КАК МНЕ В ИТОГЕ:
Очень много несостыковок и прогибов по логике. И вообще - наводит на мысль, что автор писал "погремушку", а все силы приберёг на какой-то свой второй рассказ. И идея старовата, и исполнение - крупными штрихами, без имён и с обозначением "правое-левое" (вот кстати ещё одна придирка - откуда они знают, где там правый берег, где левый? Тогда уж - западный и восточный, а ещё лучше - зелёный и песочный берег). В общем - рассказ не зацепил, но и не разочаровал. Прочёл - и спасибо.

С пожеланием удачи,
Я
#37 / 22.07.2019 21:33:10
Звезда, спасибо за столь подробную рецензию! Рад, что вам понравилось целых 4 пункта. Огорчён, что целых 7 пунктов не понравились.

Ну, про антропологию спорить не буду - племена мои достаточно условны. Как и государства будущего. Если прописать всё это более серьёзно, получился бы,скорее всего, другой рассказ. Возможно, он был бы лучше. Буду думать.

По пункту 3 могу возразить, что президент слушает не каких-то учёных вообще, а конструктора, который уже создал лучшую на тот момент ракету. Почему и не прислушаться к такому человеку, даже если он и говорит странные вещи.

Пункт 6. Испытания на самом деле были, иначе как бы конструктор утверждал, что ракета уже готова (хотя ещё не запущена в серию) и что от неё нет защиты?

Пункт 7. Ну да, чертежей такой ракеты, к счастью, предоставить не могу...
#38 / 23.07.2019 11:13:03 / обновлён: 23.07.2019 11:16:14
html
Наверх