Отличный рассказ! И ему тоже хочется влепить 10-ку, но это уже третья гипотетически данная мною десятка, а половина рассказов ещё не прочитана. Мама, мама, что мы будем делать? Ну да ладно, это лирическое отступление...
Итак, рассказ отличный. Присутствует острая и даже злобная критика развитого корпоративного капитализма. То есть рассказ не просто увлекательный, он ещё и вполне серьёзный. Это замечательно.
Теперь немного о минусах, они есть (на мой сугубо личный взгляд), хоть и некритичные.
1. Да, юмора в рассказе недостаёт. Есть ли он там? Юмор - субъективная штука. И я его не нашёл. Но не считаю, что это повод снижать оценку. Да плевать мне на этот юмор, если рассказ хороший!
2. "браслеты, при любом резком движении стискивающие судорогой почти весь организм." Здесь "почти" отдаёт какой-то авторской неуверенностью, словно автор не был уверен, весь или не весь организм стискивают брааслеты судорогой, и на всякий случай подстраховался этим "почти". Это всё из-за "организма".
Действительно, при этом слове на ум приходит набор органов - лёгкие, печень, сердце... Ну как может стиснуть судорогой печень? А если сердце стиснет, то ведь вообще каюк! Видимо, поэтому автор и написал "почти", чтобы не делать оговорок, что именно там стискивают браслеты. Но если заменить "организм" на "тело", то всё станет на место! Если сказать "тело стискивает судорогой", то представляются уже не внутренние органы, а мышцы, а их вполне можно сводить судорогой в полном объёме, и не нужно никаких "почти"!
То есть, я предлагаю автору рассмотреть возможность изменить это предложение соответствующим образом при подготовке рассказа к публикации в итоговом сборнике. Ибо шансы на выход в финал у рассказа железные!
3. Мне показалась затянутой финальная часть рассказа. Именно сам текст.
Вот этот пассаж: "– Кто б меня застрелил, – вдруг прорезался голос у Хино." - вообще лишний. Кто такой Хино? Что мы знаем о нём, кроме того, что он произвёл арест подполковника? Мы ничего о нём не знаем, это проходной эпизодический персонаж, и кому какое дело, что у него вдруг прорезался голос, и что он там сказал. Ведь он не сказал ничего существенного, его реплика ничего не добавила рассказу. Если автор пытался намекнуть, что семья Хино была в этом "мясном" поезде, то этот намёк смутный, его нужно угадывать. Возможно, что реплика Хино осталась от первоначальной версии рассказа, до редактирования и сокращения, когда была какая-то сюжетная линия про Хино, но в этой версии Хино не нужен.
Последний абзац, подводящий итоги этой истории тоже лишний. Он немногое добавляет сюжету. Все внимательные читатели уже и так всё поняли, всё что, как говорится, хотел сказать автор. Подробности для учебника истории уже необязательны. Тем более в коротком рассказе такие "послесловия" выглядят неуместно. А вот вреда от этого послесловия куда больше: оно смазывает классную и резкую концовку, которую, на мой взгляд, было бы лучше завершить на этой фразе:
"– Вы, подполковник Шэнь, – признала Го, – Ваши мозги слишком прошиты электроникой. Вы мыслите алгоритмически. Я вынуждена принимать неоднозначные решения, на которые ваш нейрософт, по-видимому, не способен."
Это реально ударный финал и дополнительный смысловой и сюжетный финт в конце: оказывается, что даже киборги человечнее людей, поглощённых корпоративными интересами, жаждой наживы и победы любой ценой! Но этот финт смазывается продолжением, которое идёт сразу же, без отбивки "звездочками" или хотя бы абзацем. А вот информация в послесловии, что конфликт и так был прекращён вскоре, и можно было избежать жертв - она уже не так важна. Ведь смысл не в том, что жертв можно было избежать в данном конкретном случае, а в бесчеловечности корпораций и их цепных псов.
Автор, надеюсь, я вас убедил. Я очень старался и исключительно потому, что ваш рассказ хорош, и мне бы хотелось, чтобы он стал ещё лучше!
P.S. Ну и напоследок вернусь к юмору. Горький, чернейший юмор мог бы возникнуть, если бы в финале (уж не знаю, как) рассказ вернулся к своему началу, то есть к шутке полковника Яня. Я был уверен с самого начала рассказа, что эта фраза станет неким смыслообразующим стержнем, что в рассказе будет в конце высказана мысль, что чувство юмора бывает роскошью, которая доступна тем, кто не испытывает лишений. И что сытый желудок и юмор взаимосвязаны. Посмеяться над бедой могут те, по кому эта беда ещё не проехалась как следует. Тем же, кто доведён до отчаяния и загнан в угол, им не до шуток. Мне казалось, что автор эту мысль разовьёт и как-то её проиллюстрирует в финале. Но нет, не судьба. Впрочем, это уже чисто мои домыслы и вкусовщина.