Отзывы Димы Костюкевича на рассказы финала конкурса "Хомо"

Несколько слов перед тем, как Вы ознакомитесь с моими отзывами (а для меня самого, в режиме реального времени, перед тем, как я начну чтение Ваших рассказов). Вы все молодцы. Независимо от моего мнения по каждой конкретной рукописи – Вы молодцы. Потому что пишете, потому что хотите писать лучше. Большая просьба: не усмотрите в моих отзывах «приговор», а всего лишь мнение одного человека, которому трудно угодить. Не надо спорить со мной и объяснять своё творчество, если родится такое желание. Всё недопонятое и неоценённое – мои проблемы, и я никогда не спрошу у Вас: «Зачем Вы это написали?». Потому что это ужасный вопрос. Вы рассказали историю. Точка.

И спасибо за то, что участвуете в нашем конкурсе. Книга подписана (мы сделали это летом под бокал-другой разливного пива) и хранится у Лёхи. А скоро «Этика Райдера» украсит полку (хоть на какое-то время) в квартире или доме одного из Вас.

Ну, что… приступим.

 

Побег

Рассказ предстаёт неким набором сюжетных штампов. Вирт-реальность, редактура памяти, убийца-не-муж… На ум приходят фильмы и книги, и все сравнения не в пользу «Побега». Потому что главная проблема рассказа в его наивности. Это касается «голоса» автора, подачи, детализации, стилистических решений (давайте, чтобы не талдычить это из раза в раз, если понадобится, я просто напишу – «Рассказу не хватает зрелости», добро?). Я не поверил в этот мир и героя, а лишь наблюдал за усилиями автора их описать. Пишите, читайте, развивайтесь. «Всё обязательно должно быть хорошо» (с). На этом и остановимся.

 

Синдром Шаха

Рассказу не хватает зрелости. Юмора тоже. А это приговор, потому что единственная ниша, в которой к нему можно относиться со снисхождением, – это «юмористическая фантастика». Но история про новые-старые миры, драконов, роботов, магов и рыцарей оказалось нудной, несмешной и неинтересной.

 

Карлсон, который живёт

Хороший рассказ с послевкусием: подумать, повспоминать. И темы поднимаются. Но что-то в нём не даёт прорваться восторгу: Швеции я не прочувствовал, только название районов и площадей; язык мог бы быть богаче, описания более красивыми и метафоричными. И, наверное, рассказ меньшего размера – влетел бы в душу лучше. Есть в нём некая тяжеловесность и пустота. А концовка с кошкой – да, неплохо.

 

Тождество Колесова

Странные ощущения, точнее, их отсутствие. Я не скажу, что рассказ неинтересен. Я не скажу, что рассказ интересен. Отдельные его эпизоды можно хвалить или ругать, но цельной картины у меня нет. Я прочитал его и остался в недоумении, а потом он ушёл – и только тёмный след тёмного хвоста в тёмных водах.

 

Песня блаженной Арфы

Идут, идут, идут. Поют, идут, объясняют. Скучно... Да и Зона эта «десятой» свежести. Автор владеет языком, неплохо описывает аномалии и разруху, довольно ладно всё – но не берёт. Пусто на эмоциональном плане. Этот рассказ странным образом иллюстрирует для меня все романы о Зоне или Других Местах (которые я не читал) – написано ровно, и происходит много чего, и тайна есть, и то и это, аннотация не врёт, но читать не хочется.

 

«L» как любовь

Качественный рассказ. В изменения героя веришь. Интересный ход с образами, стоящими за буквами, и ужасным смыслом, который обрело письмо от любимой. Но чего-то мне не хватило: целостности на стыке «стиля-смысла-интереса». Да и мотивация колдуна (помимо сделать из ученика себе подобного – кого? зачем?) ускользнула.

 

Кикимора

Рассказу не хватает зрелости. Сначала это не так заметно, но потом валом – в диалогах, эмоциях, мотивации, смене позиции, обоснованиях. «Это место не для детишек, а для настоящих мужчин» (с). Что-то похожее я чувствовал на протяжении всего рассказа – мне преподносят информацию, как ребёнку, рассчитывая, что я поверю всему, что сказано. Не поверил. К тому же – скучно. А сентенция «Нет страшнее хищника, чем человек» требует убедительной передачи. Иначе остаётся лишь подхваченной ребёнком мыслью.

 

Наш выбор

Посыл рассказа и его ходы понятны, и имеют право на жизнь (даже не глядя на вторичность). Но исполнение – подкачало. Рассказу не хватает зрелости и, странно писать это, объёма (заполненного убедительно). Но это не значит, что надо «расписывать» рассказ, напишите что-то другое. Пробуйте, экспериментируйте, хоть шапочно знакомьтесь с технической стороной и теориями вопроса, о котором пишете, и прочитайте «Омон Ра» Пелевина.

 

Кого-то получше

Рассказу не хватает зрелости. Очень сильно не хватает. Не веришь с первых строк, а жаль – сама идея имеет потенциал и точки привлечения внимания, если реализовать её как стёб над реалити-шоу, с юмором и качественно.

 

Возобновление

Рассказ-версия. Рассказ, который можно рассматривать как сказку на ночь для мальчика из самой истории, если добавить живости и красочности повествованию. Начало и конец – дедушка с внуком – на порядок душевнее и эмоциональней. Середина – миссия на марс – без эмоций и заметного интереса. Ну, была жизнь на Марсе, ну и?..

 

Одиночество

Понравился рассказ. «Голос» автора увлекателен, скучно не было. История жуткая, стилизация хорошая. Для полного счастья не хватило неожиданной концовки – смерть Серко и неснятое проклятье предсказывались заранее, но, возможно, такая концовка единственно верная.

 

Виртуальное человечество

Рассказы подобного типа (когда исполнение вроде не отвлекает, но и не увлекает) с переосмыслением старых глав и постоянным «обманом» читателя проходят мимо меня. Потому что в них почти нет человека: меняются декорации, объясняется, что же на самом деле происходит, но человека нет. Только калейдоскоп не цепляющих событий и описаний.

 

Особенный

Что-то есть в концовке рассказа, что-то есть… По эмоциям. Но в целом – рассказу не хватает зрелости, многое притянуто за уши. Извините, сказать больше нечего.

 

Диссимуляция души

Большой рассказ, до-о-олгий. И собственно всё, о чём в нём говорится, я уже знаю – из фильмов и книг. А большего он мне не даёт. Очередную Систему, Дистрикт, Сектор. Очередных непокорных, идущих против Системы. Да, есть концовка – не Конец или Начало, а Модель. Но я очень долго к ней шёл, и это было утомительно.

 

Один и Два

«Райский сад» и «изгнание» в декорациях будущего. Это сравнение рассказу в плюс, но от прочтения я не получил удовольствия. Увы. Хорошо хоть объём мал.

 

Общие впечатления от рассказов Финала:

Во-первых, обидно, что большинство авторов проигнорировали Землю и привычные для людей декорации. «Другую среду», если уже приспичило в ней копаться в пороках и желаниях человека, ещё надо уметь подать – убедительно, интересно, сделать её героем рассказа, а не пустым фоном. От конкурса «Хомо» ждал чего-то другого: именно человека, человека на первом плане, его страхов, проблем, эмоций, и чтобы ничего не отвлекало – ни колдуны, ни ведьмы, ни космолёты. Ей-богу, о проблемах домохозяйки в декорациях тесной кухни или о мести почтальона зловредной старухе, которая смазывает прорезь почтового ящика кошачьими «радостями», я бы прочитал с большим интересом. Реальность и фантдопущение – Вы помните?

Во-вторых, умение завлечь читателя с первых строк. Увы. Не нашёл такого. Вот Бентли Литтл умел («Джон Хокс умер, но продолжал идти»), а Вам надо стараться, пробовать. Загарпуньте читателя первым предложением/абзацем – и Вы не пожалеете (при условии, конечно, увлекательности самого рассказа).

В-третьих, в который раз убеждаюсь, насколько важен «голос» рассказчика. Отличные рассказчики могут увлекательно вести тебя через десятки страниц невнятицы, а посредственные – сделать скучным путешествие с оригинальной идеей и героями.

Вот бы всё совместить – и «голос», и идею, и сюжет, и посыл, и информативность.

И напоследок – ещё раз спасибо. 

Конкурс "Хомо", январь 2015 года.

html
Наверх